Гуманитарные Ведомости Выпуск 2(14). 2015
Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 2 (14), июнь 2015 г . 29 историко - философском контексте может способствовать более адекватному прояснению начал русского философствования . Философское архэ при всей его антропологической универсальности , имеет несомненную выраженность во времени и пространстве , то есть обладает культурно - историческими метриками . Таковых в истории европейской философии несколько . Если говорить об античном культурно - философском типе , то наиболее уместным будет сказать об удивлении как начале философии и основанном на нем эстетическом созерцании бытия . Все этические , онтологические и гносеологические интенции философии проникнуты в античности духом эстетического восторга и благоговения перед бытием . Средневековый тип философии , проецирующийся в новоевропейскую традицию , основан на познании . Причем не важно , какой тип познания является доминирующим – эмпирическим или рациональным . Здесь главная установка на то , чтобы познать бытие , или доказать обратное – его непознаваемость . Это рождает скепсис или сомнение , которые также входят , наряду с познанием , в круг начал философии . В проекции на религиозную плоскость речь идет о концептуализации теизма или атеизма . Данный тип научной философии оказывает колоссальное влияние на становлении науки как таковой , которая наряду с христианской теологией , имеет философскую гносеологию в качестве своего источника . Экзистенциальный тип философии , связанный с именами Шопенгауэра , Ницше и Кьеркегора , происходит во многом из духа страдания , который тематизирует концепты , немыслимые для предшествующей философской традиции . В орбиту философского дискурса попадают вопросы смысла , абсурда , отчаяния , смерти , тоски , которые ранее либо вовсе проходили мимо философского разума , либо находили свое полное , однозначное и окончательное разрешение в христианстве . Долгое невнимание к страданию наложило свой отпечаток на философский облик западной культуры . По этому поводу очень точно сказал А . Мацейна : « Только историческая склонность Запада философствовать под влиянием удивления или сомнения прикрыла и даже заслонила страдание настолько , что мы сегодня почти не смеем считать его возможным источником философии » [3, с . 278]. Проблематизация бытийного положения « мыслящего тростника », который в большей мере подвержен страданиям , нежели созерцанию и познанию , приводит к появлению современного типа философии . Русская философия в данной классификации не совпадает в строгом смысле ни с одним культурно - историческим типом философии . Конечно , в больше степени она соответствует третьему типу – философии , рожденной из духа страдания . Эта мысль находит подтверждение во многих серьезных текстах русской философии . Вот известные слова И . А . Ильина , в некотором роде , аксиоматизирующие страдальческую сущность русской философии : « жизнь есть страдание , ведущее к мудрости , а философия есть мудрость , рожденная страданием » [5, с . 58]. У современных исследователей эта идея находит отклик . Как пишет М . Н . Громов : « Отечественную философию во
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=