Гуманитарные Ведомости Выпуск 2(14). 2015
Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 2 (14), июнь 2015 г . 49 максимальном разнообразии , формируют равноправные многочисленные , порой диаметрально противоположные , ценности , что ведет к обесцениванию каждой из них . Данная разнополярность лишает мировоззрение консолидирующего принципа , неких универсальных абсолютных сверхценностей . Ведь в такой ситуации невозможно потребовать от современного человека пожертвовать своим любопытством , временем и доходом ради реализации идеи общего блага , поскольку таковая является для него лишь многовариантной абстракцией . Такие явления как идея разума , правды и справедливости , культивирование ценностей ( абсолюта и табу ), понятие о достоинстве стали исчезать в современных условиях . Что касается этических категорий , то для зрелого индустриального общества было характерно доминирование понятий , имеющих коллективную окраску . Мораль информационного общества выражается не только в доминировании '' Я '' над сверхличностными общественными ценностями , но и объединение последних в одно понятие – '' стиль '' ('' имидж ''), как нечто внешнее , прикладное , легко меняющееся в зависимости от среды пребывания личности . Люди меняют собственные мировоззренческие установки так же легко , как и костюмы , вследствие чего этический релятивизм переносит индивида в мир без базовых ценностей и идей . Однако утерянные моральные установки требуют замещения , и исследователи обычно отмечают несколько способов восстановления общих ценностей в мировоззренческой системе , и чаще всего ими выступают агрессия , игра с иллюзиями , телоцентризм . Подобный набор объясняется следующими моментами . Усиление агрессии связано с тем , что в то время как универсальные ценности утрачиваются , происходит универсализация насилия как явления максимально избавленного от ценностей . '' Человек , вступая в информационное общество , обнаружил и свою уязвимость и даже беззащитность перед потоком идей , индуцирующих массовые психозы ... [ Все это ] не только дестабилизирует психику населения , но часто приводит и к кровавым жестоким преступлениям '' [8, с . 165]. Что же касается смерти , то современный человек , утратив надежду объяснить ее ( чтобы смирится с ее существованием ), пытается просто забыть о ней . Благодаря большому количеству телевизионных документальных , художественных и развлекательных программ с образами смерти , эта тема оказалась настолько привычной , что перестала быть глубоко личностной проблемой . Информационное общество становится похожим на виртуальную реальность и может описываться с помощью ее характеристик [9, с . 29-34]. Виртуализация в данном случае – это любое замещение реальности ее симуляцией / образом с применением логики виртуальной реальности . Результатом подобного ретуширования границ деятельностного ареала человека становится эмоциональная нестабильность , стремление прикрыться игрой , отрицанием иерархий , беззаботным весельем . Кроме того , происходит смещение центра внутреннего духовного мира в сторону культа тела как самой очевидной и неустранимой ценности . Для телоцентризма оказывается
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=