Гуманитарные Ведомости Выпуск 2(14). 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 2 (14), июнь 2015 г . 51 человек может быть любым , всяким . В связи с чем общество в отношении индивида проявляет некую неопределенность . Становление информационного общества как явления глобального по своему характеру , создание международных информационных сетей переводит в новую плоскость восприятие истины социальной жизни . В индустриальном и традиционном типах общества источником высшей социальной истины считалось либо откровение , либо социальное чувство , рожденное особой миссией класса , нации , призванных утверждать на земле единственно правильное общество . Расширение границ информационных технологий и систем кардинально изменило подобное положение . Это связано с тем , что процесс информатизации социальных отношений объективно не зависит от субъективных целей и национальных интересов . Индивиды в современной ситуации узнают друг друга и определяют свою социальную идентичность по типу информационного поля , в котором они находятся . Отсюда возникают массовые противоречия между внешней принадлежностью индивидов к определенному этносу и государству и внутренней солидарностью с культурными стандартами , не совпадающими с национальной традицией . Для понимания механизмов информационного воздействия на массовое , групповое и индивидуальное сознание целесообразно обратиться к категории " инфологема ", введенной в научный оборот В . З . Коганом . Инфологема – это некачественная или ложная информация , создаваемая для замещения базовых фактов артефактами . Инфологемы появляются как результат неосознаваемых заблуждений или сознательных , целенаправленных манипулятивных воздействий . Они обладают способностью к расширенному воспроизводству , самоумножению и складыванию в системы . Инфологемы воздействуют на человека в течение практически неограниченного времени , поскольку легко попадают в информационный фонд и тезаурусы , становятся их элементами и в качестве таковых участвуют в формировании искаженной картины мира в сознании людей . Средства и методы манипулятивных воздействий на человека становятся все более изощренными и применяются повсеместно . Успех таких воздействий определяется тем , что у человека – объекта манипулирования – создается впечатление , что он сам управляет своим поведением , осуществляя осознанный выбор на основе рационального анализа ситуации . Инфологемы формируют устойчивые стереотипы индивидуального и социального поведения и способны дезориентировать целые поколения . Значительная часть социально - психологических инфологем имеет в своей основе единство двух присущих человеку особенностей : ксенофобии , ненависти к иному ( чужаку ) и стремление найти врага - виновника всех бед . Инфологемы , как и любые виртуальные мифы - идеологические , политические , социальные – энергично вытесняют достоверную информацию , оставаясь внешне правдоподобными , но ложными по существу . Именно поэтому различного рода дезинформация успешно формирует стандарты неадекватного поведения людей , помогает отвлечься от неприятной социальной реальности , снять фрустрацию и обеспечить некую видимость

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=