Гуманитарные Ведомости Выпуск 2(14). 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 2 (14), июнь 2015 г . 65 сторонников . Эта ситуация взывает к тому , чтобы обратиться к собственно самой сущности философского мышления , к его инвариантным и архетипическим началам , в которых духовное присутствует имплицитно на уровне бессознательных и фундаментальных структур личности . Действительно , философский анализ не предполагает нахождение и установление соответствий между этическими и эстетическими категориями ( возвышенное - героическое , злое - уродливое и др .), но означает раскрытие сущности духовных ценностей , в которых органично присутствуют в своем неслиянно - нераздельном единстве этические и эстетические понятия . « Нормальность » культуры определятся органичностью этих понятий ; « ненормальность » ( кризис ) – дисгармоничностью ( антисинтезом ) этического и эстетического . Абсолютизация какой - либо ипостаси неизбежно приводит к деформации духовных ценностей . Эта деформация , на наш взгляд , ярко выражена в постмодернисткой культуре . Современный человек , успешно делающий карьеру и зарабатывающий деньги , терпит неудачи в установлении прочных человеческих отношений : ему трудно быть верным , жертвенным , необходимым своему избраннику . Такая трагическая ситуация обусловлена тем , что в современной культуре отсутствует идеал . Компенсируя свою отчужденность в обществе , « средний » человек начинает испытывать навязчивую потребность в вещах , еде , он ненасытно поглощает информацию , без разбора смотрит телевизор , слушает радио . Неприкаянный и одинокий даже среди других , как правило , себе подобных , человек тянется к доступным ему удовольствиям . Он словно пытается компенсировать отсутствие людской привязанности изобилием комфорта и поверхностных впечатлений . Получение удовольствия здесь и сейчас более заманчиво , чем долгое восхождение к недоступным идеалам . Однако , несмотря на очевидные тенденции , весь ход развития человеческой культуры свидетельствует о том , что стремление к абсолюту , к универсальному неслиянно - нераздельному единству есть двигатель духовного развития человечества , несмотря на этнические , экономические , социальные и другие различия . Без этого перманентного восхождения языческие , монотеистические , технократические общества не нашли бы идеологического фундамента для своего развития . Более того , именно это стремление стало стержнем , даже методологией в пространственно - временном развертывании человеческого бытия . Мы практически отказываемся сегодня всерьез задумываться о необходимости духовного преображения , несмотря на то , что практически все магистральные темы русской философии концентрируются вокруг мега - идеи оправдания тварного бытия . Однако проблема духовного преображения человечества и поисков онтологически существенных смыслов в таком случае остается открытой , ведь наша история еще не закончилась .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=