Гуманитарные Ведомости Выпуск 2(14). 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 2 (14), июнь 2015 г . 68 УДК 236 А . В . Слобожанин ( Тульский государственный педагогический университет им . Л . Н . Толстого ) Тел .: (4872) 35-74-37; e-mail :phileo@tspu.tula.ru Е . Г . Якимова ( Тульский государственный педагогический университет им . Л . Н . Толстого ) Тел .: (4872) 35-74-37; e-mail :phileo@tspu.tula.ru ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ И МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ ТРАКТОВКА ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ЭСХАТОЛОГИИ Н.А. БЕРДЯЕВА В данной статье осуществляется гносеологическое и метафизическое истолкование экзистенциальной эсхатологии Н . А . Бердяева , которая рассматривает проблему проблемы конечности бытия в контексте вопросов личности , свободы и творчества . Особый акцент делается на анализе темы смерти , посмертного существования человека и конца мироздания на индивидуальном и всемирном уровнях эсхатологии . Ключевые слова : эсхатология , экзистенциализм , Н . А . Бердяев , русская эсхатология , русская метафизика , объективация , творчество Тема смерти , посмертного существования человека и конечной судьбы мироздания является одними из главных эсхатологических тем в религиозной философии . Для экзистенциальных мыслителей независимо от религиозной принадлежности проблема смерти и конечности бытия также представляется актуальной . Принадлежность выдающегося русского философа Н . А . Бердяева (1874-1948) религиозному экзистенциализму и его приверженность эсхатологии определило необходимость обращения к размышлению о посмертной судьбе человека и конце всего мироздания с точки зрения христианской ( православной ) традиции . Так , Н . А . Бердяев отмечает : « Мне очень свойственно эсхатологическое чувство , чувство приближающейся катастрофы и конца света »[6]. В соответствии с христианской традицией можно выделить индивидуальный и всемирный уровни эсхатологии . Если индивидуальный уровень эсхатологии акцентирует внимание на теме смерти и посмертном существовании отдельной человеческой личности , включая представления о немедленном суде и воздаянии , то всемирный – ориентируется на конечной цели космоса , истории и конце мира в целом . В рамках христианского мировоззрения этот период очерчен вторым пришествием Иисуса Христа , Страшным судом , воскресением мертвых и наступлением Царства Божия [C м .: 10]. Н . А . Бердяев называет эти два уровня эсхатологии индивидуально - личной и универсально - исторической перспективами и считает , что они неразрывно связаны друг с другом , хотя их согласование и затруднено вследствие парадокса

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=