Гуманитарные Ведомости Выпуск 2(14). 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 2 (14), июнь 2015 г . 70 необходимости и подавление свободы , подчиненность власти необходимости , пространства , времени . В результате объективации произошло раздвоение мира : с одной стороны , феноменальный ( эмпирический ), в который человек оказался выброшенным , с другой стороны , ноуменальный , оставшийся « по ту сторону ». Несмотря на то , что в человеческом сознании именно феноменальный , падший мир признается первичным , действительным , в силу пребывания в нем , в своей экзистенцильной глубине человек по - прежнему общается как с духовным миром , так и со всем космосом . Поэтому тот « иной мир », ноуменальный , считается человеком подлинным . Данная ситуация раздвоенности порождает трагизм человеческого существования , который выражается в том , что человек переживает острое чувство одиночества , страха перед существующим миром и тоски по другим мирам , отблески которых прорываются в его снах , мистических прозрениях и творческих интуициях . На наш взгляд , это можно объяснить тем , что человек есть существо хотя и конечное , но заключающее в себе потенциальную бесконечность и устремленное к бесконечности . Однако , в качестве компенсации за утраченную возможность непосредственного общения с Богом у человека существует возможность духовного восстания , борьбы против объективации посредством общения в любви , творчества и трансцендирования как движения внутрь субъекта в условиях объективированного , « падшего » мира . Именно творчество способствует прорыву духа из небытия и свободы в бытие и мир истории . История в понимании Н . А . Бердяева представляет собой судьбу человека , путь , который ему необходимо пройти , что является следствием его выброшенности в тварный мир объективации . Человек , таким образом , является историческим существом , которое не может сбросить с себя бремя истории . Вместе с тем человек ставит перед собой отнюдь не только благие цели и не только в них вкладывает свою творческую силу и страсть . Однако , история предстает равнодушной человеку , так как преследует цели цивилизаций , государств , классов , вдохновляясь при этом идеалами силы и экспансии . История использует человека как материал для нечеловеческих целей , и в этом смысле она является преступлением . История развивается по законам античеловеческой морали : в ней господствует эгоизм , борьба классов , войны между государствами , всякого рода насилие . Действие рока в истории вытесняет действие Бога и человеческой свободы , приводя к объективации тварного мира , насыщенного враждой и ненавистью . Несмотря на это , человек не перестает быть историческим существом , он все равно втягивается в историю , подчиняется ее року и одновременно ей сопротивляется , противопоставляя ей ценность личности , своей индивидуальной судьбы . Поэтому между человеком и историей существует глубочайший конфликт , который неразрешим в пределах земной истории . И в этом смысле история является неудачей духа , в ней не образовывается Царство Божие .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=