Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(15). 2015

Педагогические науки 101 мастерство преподавателей» [3]. Однако, преподавая философию, недоста- точно просто донести информацию до аудитории, что в данном случае выра- батывает у студентов «шаблонное», некритическое ее восприятие. Следует приобщить студенческую аудиторию к особому стилю мышления; показать, что предмет и проблемное поле философии рассматриваются как единое в своем развитии и преодолении противоречий. Именно поэтому «философия должна преподаваться как систематический курс, где четко сформулирована проблематика, имеющая значение не только для прошлого, но и настоящего, а решения коренных мировоззренческих вопросов представлены в культурно- историческом контексте» [1, с. 50]. В определении разделов философии, изучаемых студентами, мы базиро- вались на рекомендациях МГУ им. М. В. Ломоносова с одной стороны и тра- дициями преподавания систематической философии – с другой (автор кон- цепции В. Н. Назаров). Изучаются следующие темы: «Философия, ее предмет и место в культуре», «Исторические типы философии», «Онтология», «Тео- рия познания», «Философия и методология науки», «Социальная философия и философия истории», «Философская антропология» и философские про- блемы направления (например, «Философия образования»). Изучение дисциплины «Философия» должно базироваться на системе понятий, усвоенных студентами. В данном случае без традиционных спосо- бов – запоминания определений и систематизации понятий не обойтись. «Речь идет не о тренировке памяти путем заучивания готовых терминов и по- нятий, а о движении к истине путем понимания и размышления» [3]. Дости- жению того, чтобы студенты усваивали каждое философское понятие в ло- гической связи с другими, должны способствовать сформулированные проблемные вопросы, которые требуют от аудитории не просто уметь опре- делять те или иные понятия, но и прослеживать связь между ними. Для этого в начале лекционного занятия проводится опрос по основным понятиям и ка- тегориям пройденного материала. Студентам помогает выделение лектором ключевых понятий текущей темы с последующей работой с ними в рамках самостоятельной работы. Особенно такая работа необходима в терминологи- чески насыщенных разделах «Онтология», «Теория познания», «Социальная философия и философия истории». Способом проверки усвоения философ- ского терминологического аппарата на семинарских занятиях могут быть контрольные работы (5–10 минут) по понятиям и категориям, а также опрос студентов. Способ оценки данной работы студентов – начисление баллов за каждое верное определение того или иного понятия. Необходима работа и с философскими первоисточниками, их прочтени- ем и интерпретацией. Формой контроля здесь может быть прослушивание докладов, подготовленных студентами, с дальнейшей дискуссией. В зависи- мости от логичности изложения первоисточника и аргументированности ответа студенту начисляются баллы. В теме «Теория познания» рассмотрение от-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=