Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(15). 2015

Педагогические науки 109 боты, т. е. подготовка к открытой публичной защите исследования. На этом этапе высока доля оценочной деятельности преподавателя и рефлексивной деятельности студента, так как итоговый «исследовательский продукт» под- вергается различным оценочным процедурам: контролю и оценке со стороны научного руководителя, рецензированию, слушанию процедуры защиты ра- боты членами государственной аттестационной комиссии. Все перечислен- ные оценочные процедуры являются весьма значимыми, однако имеют «внешний» характер. В то же время параллельно с ними происходит сложная рефлексивная деятельность самого студента-исследователя, связанная с само- анализом полученных результатов. Здесь очень важно понимание обучаю- щимся уровня собственных достижений в исследовательской деятельности, осознание «прибавки» в своей подготовке, в своем общем и профессиональ- ном развитии. Рефлексия по поводу результативности проведенного исследо- вания должна касаться и его «уязвимых мест», сложностей, которые еще по- ка, возможно, не удалось преодолеть в полной мере. Способность к таким рефлексивно-оценочным действиям приводит студента к пониманию необхо- димой коррекционной работы и, очевидно, к осознанию самого главного: формально его исследование завершено, получен конкретный результат, но сам исследовательский процесс, сама творческая деятельность продолжаются, а достигнутый уровень «исследовательского продукта» определяет перспек- тивы развития. Выводы подобного плана составляют суть исследовательской позиции студента-выпускника, переносимой им на другую ступень получения образования – магистратуру или в свою будущую профессиональную дея- тельность. Педагогическое сопровождение данного этапа будет включать в себя оказание помощи студенту в осознании востребованности в личном, ис- следовательском и творческом потенциале, психологической независимости, помогающей менять себя и окружающие объекты и явления, в обращении к субъектному опыту научного познания мира и личностным особенностям. Таким образом, особенностью поэтапного проектирования педагогич е- ского сопровождения студентов в образовательной среде вузовской кафе дры является формирование активной исследовательской позиции и ее реализ а- ция в дальнейшей профессиональной деятельности. Поэтому, на наш взгляд, педагогическое сопровождение на разных этапах профессионального ста- новления личности будущего учителя должно строиться на следующих принципах: 1) приоритетность исследовательской мотивации, включающ ая развитие мотивационной сферы студента, формирование потребности к ис- следованию и создание условий для их удовлетворения; 2) личностно- ориентированное взаимодейс твие преподавателя со студентом; 3) познава- тельная активность, предполагающая использование различных интерактив- ных методов и технологий обучения в процессе аудиторной и внеаудитор- ной работы по педагогике; 4) использование рефлексивной позиции, выход на метауровень [2].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=