Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(15). 2015

Философские науки 21 ния этических стандартов профессии, лежат профессиональные ценности. Так возникает проблема определения современных профессиональных цен- ностей, их мониторинга, их систематизации, а также их внедрения в этиче- ские кодексы – проблема, практически неизученная в отечественной научной литературе и малоисследованная на практике. В данной статье мы ответим на следующие вопросы. – Что такое профессиональные ценности? – Имеют ли профессиональные ценности отношение к классической тео- рии ценностей? – Каковы могут быть методы определения профессиональных ценностей? – Каков характер профессиональных ценностей? – Кому и для чего нужно определение профессиональных ценностей? – Каковы практические перспективы применения профессиональных ценностей в профессиональных сообществах? Классические работы по теории ценностей, представленные именами М. Шелера, Н. Гартмана, Д. фон Гильдебранда, В. Виндельбанда, Г. Риккерта, систематизируют и категоризируют абсолютные этические ценности. Тради- ционные ценности культуры, представленные в классических работах по ак- сиологии, несмотря на разные подходы к их систематизации, иерархии, отли- чаются рядом общих характеристик: эти ценности неизменны, целостны, основаны на идеях гуманизма и целостности бытия, сконцентрированы во- круг понятия блага. Однако современная аксиология приобретает качественно иной характер, содержание которого определяется идеями о приложении ценностей к определенным видам человеческой деятельности, их бессистем- ностью, непостоянством, вариативностью. Наиболее четко такой подход ви- ден в работах современных специалистов по аксиологии при определении профессиональных ценностей. Так, обзор англоязычной литературы показы- вает, что определение профессиональных ценностей обусловлено теперь не только их этическим содержанием, но и другими характеристиками – полити- ческими, экономическими, социальными, правовыми и, наконец, спецификой конкретной профессиональной деятельности. Причина этого заключается, в первую очередь, в современном представлении о приложении этики к прак- тическим сферам бытия. Прикладная этика, появившись сравнительно недав- но, в 70-х годах ХХ века, предполагает взаимодействие между теорией и практикой, между опытом и рефлексией, между принципами и правовыми нормами, определяет ориентиры приемлемого поведения в конкретных си- туациях; она является своего рода альтернативой праву и религиозным запо- ведям. Американские исследователи выделяют следующие причины «новой жизни» этики: секуляризация, впоследствии которой в обществе стерлись нравственные ориентиры, бедность в странах третьего мира, социальная не- справедливость – проблемы, которые стали активно обсуждаться в 60-х годах на фоне студенческих волнений; и, наконец, активное развитие технологий,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=