Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(15). 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3, октябрь 2015 г. 26 личные смысловые оттенки. Теория науки представляет научную школу как один из типов научного сообщества, особую форму кооперации научной дея- тельности. М. Г. Ярошевский указывает: «Термин “школа” означает … во-пер- вых, единство обучения творчеству и процесса исследования, во-вторых, по- зицию, которой придерживается одна группа ученых в отношении других» [21, c. 86]. Научная школа, как оформленная система научных взглядов, а также представляющее эти взгляды научное сообщество, формируется под влиянием лидера, эрудиция и круг интересов, методологические основы и стиль научно-исследовательской деятельности которого привлекают к нему новых сотрудников: соавторов, учеников, последователей [18, с. 72–73; 19]. Отношения внутри каждого научного коллектива способствуют или препят- ствуют обмену информации на уровне идей (а не конечных результатов ис- следований), что значительно повышает или понижает эффективность твор- ческой научной работы, а также живучесть самой школы. Взгляды внутри школы могут в значительной мере варьироваться, что создает предпосылки для появления фракций и направлений, возникновения и развития новых на- учных школ. На этапе донаучном, или протонаучном, существовавшие тогда школы могли выступать в качестве самостоятельных центров или институтов. В современном мире под научными школами стали понимать реальные фор- мальные и неформальные коллективы ученых, занятых решением тематиче- ски близких проблем, в рамках единой методологии и в условиях взаимного обмена и сотрудничества, взаимного обучения, наставничества. Школа, как исторически сложившаяся форма совместной научной деятельности коллекти- ва исследователей разного возраста и квалификации, руководимого признан- ным лидером, объединяемого общим направлением работ, обеспечивающих эффективность процесса исследований и рост квалификации сотрудников, предполагает наличие научного лидера (учителя или идеи после его смерти) или лидеров, а также последователей (учеников), как эффективная модель об- разования транслирует, помимо чисто предметного содержания, культурные нормы и ценности (в данном случае научного сообщества) от старшего поко- ления к младшему. Лидер является «проектировщиком-организатором» шко- лы, что обеспечивает рефлексивные позиции членов коллектива по отноше- нию к своей деятельности, а также проявляет себя как наставник и коллега. Многие ученые полагают, что научная школа – это сообщество исследовате- лей, интегрированных вокруг ученого – генератора идей, обладающего осо- быми исследовательскими и, что также важно, человеческими качествами. В ходе выполнения той или иной научной программы конкретного коллекти- ва идет интенсивный обмен мнениями и результатами. Такой возможности при наличии конкуренции научных коллективов, институтов и стран не суще- ствует. Однако в самом коллективе (научной школе) эти возможности просто необходимы и являются важнейшим моментом развития научных исследова- ний. Н. А. Логинова, например, к признакам научной школы относит сле-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=