Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(15). 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3, октябрь 2015 г. 56 турных, этнических традиций, уровень освоения языка и множество других факторов влияют на то, какой содержательный вид приобретают форматы по- нимания индивидом мира, атомами смыслов в которых выступают концепты. Вот, к примеру, как описывают вышеупомянутые Дж. Лакофф и М. Джон- сон концепт «время», формируемый у современного человека в условиях культуры постиндустриального общества. «Время в нашей культуре – цен- ность. Это ограниченный ресурс, который мы используем для достижения своих целей. Так как в современной западной культуре концепт РАБОТЫ обычно ассоциируется с потраченным на нее временем, а время может быть точно количественно определено, плата за труд, как правило, назначается за час, неделю или год. В нашей культуре метафора «ВРЕМЯ – ЭТО ДЕНЬГИ» выступает во многих обличиях: как единица оплаты телефонных сообщений, почасовое жалованье, плата за гостиничные номера, годовой бюджет, про- центы по займам, выполнение общественных обязанностей, измеряемое по- траченным на них временем. Эта практика относительно нова в истории че- ловечества и существует не во всех культурах. Она появилась в современном индустриальном обществе и в значительной степени структурирует повсе- дневную деятельность человека. Поскольку в нашей деятельности мы исхо- дим из представления о времени как о ценности, сопоставимой с ограничен- ным ресурсом и даже деньгами, то мы и воспринимаем время таким образом. Мы понимаем и ощущаем время как сущность, которая может быть потраче- на впустую или с пользой, вложена мудро или бесполезно, как сущность, ко- торую можно сохранить или растратить. ВРЕМЯ – ЭТО ДЕНЬГИ, TIME IS А RESOURCE/ВРЕМЯ – ЭТО ОГРА- НИЧЕННЫЙ РЕСУРС, И TIME IS A VALUABLE COMMODITY/ВРЕМЯ – ЭТО ЦЕННОСТЬ – это все метафорические концепты. Они метафоричны, так как мы используем свои практические знания о деньгах, об ограниченности ресурсов и ценностях для концептуализации времени. Это не единственный возможный для человека способ концептуализации времени; он связан с на- шей культурой. Существуют культуры, в которых время не концептуализиру- ется ни одним из этих способов» [там же, с. 29–30]. Еще один пример, характеризующий то, как особенности национального языка (русского) и отечественной культуры влияют на формирование концеп- та «умный человек». В нашей языковой и культурной среде подавляющее большинство людей отчетливо понимают, что словосочетание «очень ум- ный» – это отнюдь не всегда комплимент, «умный очень» – скорее издевка, чем похвала, а «слишком умный» – иногда угроза. Метафорически путь рождения языковой картины можно представить как процесс, начинающийся объединением атомов смысла в молекулы смыс- ла, а затем протекающий в виде соединения молекул смысла в более крупные межмолекулярные смысловые соединения и заканчивающийся появлением языковой картины мира. Концепты как атомы смысла слагаются в концепто-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=