Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(15). 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3, октябрь 2015 г. 66 Не лучше обстоит дело и с диссертациями. Фонд диссертаций за период 1982–2005 гг. насчитывал 31 632 работы. За три года (2003–2005 гг.) к ним было всего 15 обращений. Если обратиться к другим источникам, в которых хранятся диссертации, а именно к Российской государственной библиотеке (РГБ), Институту научной информации по общественным наукам (ИНИОН) и др., то такой мощныйре- сурс, как диссертационные исследования, востребован всего на 10%. Осталь- ные 90 % не используются. В самом деле, для кого и зачем тысячи научных со- трудников из года в год пишут статьи,книги, отчеты, защищают кандидатские и докторские диссертации, которые в конечном итоге часто остаются не только невостребованными наукой и практикой, но даже непрочитанными? И это ка- сается не только педагогики, но и других гуманитарных наук. Вторая, не менее важная, проблема касается вопросов адекватного опи- сания полученных результатов. Результаты выполненных работ должны быть написаны таким образом, чтобы их можно быть понять и использовать в на- учной и практической деятельности. В настоящее время описание результа- тов исследований произвольное. То, что один именует концепцией, другой называет моделью, третий – теорией или основами. Необходимо найти такой способ описания, который позволит представить полученные результаты во внесубъектных формах, – таких, как гипотеза, концепция, принципы, модель, методика, условия и др. Можем ли мы, научное сообщество, решить эти проблемы, есть ли для этого необходимые наработки? На примере педагогической науки остановимся на общем подходе. Как найти научно-педагогическую информацию, чтобы сделать ее доступной для всех заинтересованных пользователей, другими словами, «внедрить геогра- фию в педагогику». Существует терминологическое поле контента педагогики и образова- ния, которое описывается с помощь отраслевого рубрикатора «Народное об- разование. Педагогика». Отраслевой рубрикатор – это классификационная, иерархическая система, отражающая отраслевое деление народного образо- вания, деление по комплексным научным дисциплинам, отдельным направ- лениям, проблемам, областям педагогики. Отраслевой рубрикатор входит в рубрикатор Государственной системы научно-технической информации (ГРНТИ), на основе которого построена система локальных (отраслевых, тематических, проблемных) рубрикаторов в органах научно-технической информации. ГРНТИ связан с Универсальной десятичной классификацией (УДК), Библиотечно-библиографической клас- сификацией (ББК), номенклатурой специальностей научных работников и др. Рубрикатор строится путем анализа понятий – объектов классификации на основе установленных связей между признаками этих объектов, в соответ- ствии с определенными логическими принципами. При этом под признаком

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=