Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(15). 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3, октябрь 2015 г. 80 нию показателей психического и физического здоровья основной части тру- доспособного населения страны. Общество потребления, вымывающее профессионалов, породило марги- нального субъекта, фокусом сознания которого стала должность, а не профес- сия, желание иметь блага не путем реализации своей уникальности как профес- сионала, а получить их незаслуженно наиболее коротким путем. Профес- сиональная эволюция трансформируется в профессиональную инволюцию. В силу вышесказанного проблема личностно-профессионального разви- тия современного человека как двигателя прогресса на всех этапах его про- фессиональной эволюции (с момента поступления ребенка в школу через стадию осознанного и самостоятельного выбора профессии, этапа профес- сиональной подготовки до творческой самореализации в профессии) стано- вится чрезвычайно актуальной. Изучение проблемы требует разработки адек- ватной методологии, методов анализа, интегративных психологических технологий личностно-профессионального развития человека, исследования психологических условий, способствующих и препятствующих личностному и профессиональному развитию человека. Системный личностно-развивающий подход к изучению психологиче- ских основ профессиональной деятельности человека [Митина 2014; 2015] вытекает из системы философско-психологических воззрений на феномен жизни и человека в мире, из теоретико-методологического и практического изучения человека с парадигмальных позиций философской антропологии, основным предметом которой является проблема творческой активности, са- моразвития и внутренней детерминации жизнедеятельности человека. В рус- ле этого подхода используются идеи культурно-исторической детерминации развития психики (Л. С. Выготский), в которой сформулирован принцип саморазвития личности. Идея субъектной детерминации жизненного пути че- ловека обусловила выделение рефлексии в качестве основного механизма са- моразвития (К. А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, Л. И. Анцыферова, А. В. Брушлинский, С. Л. Рубинштейн и др.). Идея деятельностной детерми- нации (А. Н. Леонтьев, В. В. Давыдов, В. В. Рубцов, Д. Б. Эльконин и др.) ос- нована на приоритетности деятельностно-преобразующего способа сущест- вования. Идея системной детерминации (Б. Ф. Ломов, В. А. Барабанщиков, А. К. Маркова и др.) позволила выделить такие модусы, как многомерность, многоплановость, многоуровневость, множественность детерминант психики. Методологически центральной является идея о внутренней детерминации и единстве личностного и профессионального развития как взаимодопол- няющих и взаимополагающих процессов, попеременно являющихся друг для друга то средством, то результатом развития на разных этапах онтогенеза (Л. М. Митина и др.). В рамках системного личностно-развивающего подхода нами проводятся исследования профессионального развития человека по четырем основным

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=