Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(15). 2015

Педагогические науки 95 конфликтов. Образовательная среда средней школы включает широкий спектр физических, психологических, технологических, экологических опасностей для всех субъектов образовательного процесса. Риски и вызовы современного общества своеобразно преломляются в образовательном пространстве, насы- щая его реальными и потенциальными страхами взрослых и детей. Интернет переполнен сценами школьного насилия, детская и подростко- вая жестокость превращается в имманентную характеристику различных об- разовательных организаций. Опасной тенденцией выступает также усили- вающаяся эстетизация, героизация, романтизация агрессии, существенную роль в которой выполняют компьютерные игры. Стремительно возрастает реальная и потенциальная конфликтогенность образовательной среды, что обусловлено рядом факторов: ухудшением со- стояния физического и психического здоровья всех субъектов учебного про- цесса (учеников и педагогов); феминизацией и общим старением учительства как социально-профессиональной группы; увеличением численности учени- ков в классе; включением в единый образовательный процесс здоровых детей и школьников с особыми образовательными потребностями; сокращением должности психолога и ликвидацией психологической службы в школах. Оптимизация образовательных организаций, понимаемая как механиче- ское объединение территориально близких учреждений разного профиля, уровня, направленности, в частности привела к росту численности детей в классе, значительному повышению степени гетерогенности пространства. В этих условиях эмоционально-психические нагрузки на школьников и учи- телей резко возрастают, что обостряет их взаимодействие, провоцирует кон- фликты, повышает напряженность и личностную тревожность. Увеличилось число детей с пограничными психическими состояниями. Сегодня массовый характер приобретают стрессовые факторы, аффективные всплески, инфор- мационные перегрузки, разные девиации. Неготовность педагогов к проектированию психологически безопасной образовательной среды приводит к тому, что учитель зачастую сам провоци- рует конфликты. Педагог не знает индикаторы безопасности учебной среды, не выделяет маркеры, предупреждающие о возможном насилии, потенциаль- ных конфликтах, о наличии в классе «жертвы». Новое звучание приобретает вопрос об ответственности учителя за самочувствие ребенка в образователь- ном процессе, за сохранение его психического и физического здоровья. Тре- вожный учитель передает школьникам свои страхи, транслирует непродук- тивные модели взаимодействия, насаждает в сознании учащихся негативные стигмы в отношении детей разных национальностей, конфессий, состояния здоровья. Негативное эмоциональное состояние, неблагоприятные условия школьной среды стимулируют включение у детей и учителей механизмов психологической защиты: компенсации, подавления, замещения, отрицания,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=