Гуманитарные Ведомости Выпуск 4 (16) 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4, декабрь 2015 г . 20 приветствоваться как возникновение различных форм цивилизационного расизма . « В настоящее время , – пишет Н . В . Галанина , – несмотря на ориентацию на многополярность мирового пространства , все большие массы людей овладевают новым мышлением , которое отдает приоритет общечеловеческим ценностям и нормам над этническими , государственными , групповыми , исходя из идеи самосохранения человечества как вида » [14, с . 65]. Этот биосферный и ноосферный контекст общечеловеческого развития должен быть сохранен , а западноцентристский универсализм , который долгое время отождествлял себя с общечеловеческими ценностями , пересмотрен . Путь к культурному единству человечества в среднесрочной перспективе может мыслиться только через диалог цивилизаций , а не через распространение западноевропейских культурных принципов на все человечество . Многие современные российские ученые связывают эту единую культуру с идеей ноосферы В . И . Вернадского . Однако реализация этих идей потребует времени , и можно согласиться с Г . В . Шашуриной в том , что « прежде чем сформировать новое , « ноосферное » мышление , человечество должно пройти достаточно длительный период » [15, с . 263]. Разработка идеи « ноосферного » единства человечества предполагает кардинальные изменения в нашем понимании мироздания в целом , причем фундаментальным основанием диалога культур является преодоление манипулирования сознанием , которое стало структурной характеристикой западной культуры . Поэтому требуется вдумчивое отношение иным трактовкам духовной деятельности , характерным для разных цивилизаций . Определенные контуры таких изменений были уже намечены в евразийском антропокосмизме [16]. « Замкнутость на персональном сознании ( собственном Эго ), – справедливо подчеркивает С . Р . Аблеев , – нередко способствует достижению внешнего успеха : в карьере или бизнесе . Однако такая жизнь , в конечном счете , не приносит радикальным индивидуалистам духовной радости , истинного счастья и удовлетворения от земного бытия » [17, с . 17]. Актуальность сегодняшнего дня имеет эпохальную перспективу : обнаружение новых моделей цивилизационного развития , отличных от западного пути . Литература 1. Неганов В . В ., Щелоков К . С . Античная софистика как один из истоков противоречивости современной европейской культуры // Философские исследования и современность . Вып . 4, 2015. С . 166-172. [Neganov V.V., Shhelokov K.S. Antichnaja sofistika kak odin iz istokov protivorechivosti sovremennoj evropejskoj kul'tury // Filosofskie issledovanija i sovremennost'. Vyp. 4, 2015. S. 166-172. (In Russ.)] 2. Трубецкой Н . С . Европа и человечество [ Электронный ресурс ] // История . Культура . Язык . М .: Прогресс , 1995. C 55-105. URL: http://rummuseum.info/node/4303 ( дата обращения : 28.12.2015) [Trubeckoj N.S.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=