Гуманитарные Ведомости Выпуск 4 (16) 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4, декабрь 2015 г . 83 История школьного учебника О новой рубрике Уважаемые читатели , предлагаем вашему вниманию новую междисциплинарную рубрику « История школьного учебника » Почему вдруг проблемам учебника такое внимание ? Заурядное явление , обыденное и повседневное , привычный атрибут школьных лет – так выглядит учебник в бытовом сознании . Но он отнюдь не прост и совсем не так очевиден , как кажется на первый взгляд . Учебник – сложный социокультурный феномен . Можно сказать , что это квинтэссенция культуры , отражение всего опыта , накопленного человечеством – социального и научного . Пособие для обучения детей – « канал передачи », транслятор этого опыта от поколения к поколению , своеобразный перекресток , встреча культурных потоков : он источник знаний ребенка о мире и , вместе с тем , « взрослых » знаний о культуре предшествующих эпох . В известном романе Стругацких попугай Фотончик был « контрамотом » – жил из будущего в прошлое . Школьный учебник еще загадочнее – его существование одновременно проложено из будущего в прошлое и из прошлого в будущее : для педагога - практика учебник – способ конструировать будущее , для историка – реконструировать прошлое . Учебная книга как единый предмет , порожденный культурой , религией , политикой , этикой , философией , педагогикой , практикой преподавания , стереотипами повседневного воспитания и т . д ., однако , редко рассматривается в работах по истории образования . Вероятно , считается , что содержание учебных книг стандартно , неизменно и мало информативно , что достаточно программы предмета , чтобы получить представление о содержании образования . Подобного рода подход представляется несколько односторонним , поскольку часто именно учебники наглядно показывают , насколько может быть далека моделируемая с их помощью практика от принятых в тот или иной исторический период теорий обучения . Они невзначай « проговариваются » о таких идеях , которые данные теории или представляющие их власти хотели бы лишь имплицитно имплантировать в новое поколение учеников – подрастающих взрослых ближайшего будущего . Учебная литература выступает реальным механизмом трансляции многих культурных стереотипов , каналом инкультурации новых поколений . Конструируя для учеников « экскурсии » в мир , учебники рисуют одновременно и желательный , идеальный мир , в котором должно жить следующее поколение ; и мир реальный , в котором оно уже существует вместе со своими старшими наставниками , гидами и руководителями ,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=