Гуманитарные Ведомости Выпуск 4 (16) 2015
Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4, декабрь 2015 г . 84 опирающимися на опыт своего собственного детства . Школьная книга вводит ребенка в широкий социокультурный контекст , помогает воспринять , назвать и классифицировать мир , постичь основы наук , освоить через литературные речевые нормы образцы и эталоны культуры , развить мышление и выработать мировоззрение . « Чтение мира » посредством учебника предполагает помещение в его пространство и его словарь образных понятий , прочитываемых учителями , учениками , родителями в качестве ключевых для понимания культуры современного им общества и существования в нем уже в качестве взрослого человека . Необходимый учет различий между : а ) протоколами использования учебников ( программы , методические руководства ), б ) собственным характером учебных книг , в ) реальной практикой их применения и интерпретации всеми сторонами педагогического процесса – придает особую глубину историко - педагогическим исследованиям учебника как посредника между многими участниками образовательного процесса , разворачивающегося от эпохи к эпохе . Как отражение опыта человеческой деятельности в разных областях познания и творчества , учебник является « зеркалом » педагогической науки , констатацией ее достижений , поражений и побед . Переосмыслением этого опыта занимается каждое новое поколение педагогов . Зачем ? Вероятно , для того чтобы через комплексное изучение процессов становления и развития учебной литературы постоянно приближаться к современному « идеальному учебнику » и по возможности точно прогнозировать его дальнейшую судьбу . Плодотворность изучения учебников во многом определяется междисциплинарным подходом в исследованиях , использованием в диалоге с педагогикой исторических , социологических , психологических методов и полученных с их помощью данных . Учебная книга – хороший помощник в реконструкции целостных представлений о детском возрасте , его характеристиках , границах и возможностях , о реальном и идеальном мире детства . Педагогика и смежные с ней дисциплины накопили достаточно возможностей , чтобы исследовать эксплицитные и имплицитные процессы формулирования в учебнике тех или иных идей и идеалов , конструирования концептов и концепций детства , образа ребенка и его мира . На наш взгляд , нет более увлекательного и « говорящего » источника в истории образования , чем учебная книга . На ее страницах перед нами разворачивается весь долгий путь научно - педагогической мысли , в ней воплотился лучший опыт практической деятельности . Она – связующее звено между наукой и практикой , учителем и учеником , прошлым и настоящим … Приглашаем коллег – педагогов , психологов , методистов , культурологов , социологов , философов , филологов – принять участие в освоении и заполнении проблемного поля новой рубрики . Будем рады участию в ней коллег из всех вузов и исследовательских центров России и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=