Гуманитарные Ведомости Выпуск 4 (16) 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4, декабрь 2015 г . 87 тяжелых испытаний и бедствий . Известно произошедшее за годы войны неофициальное и официальное обращение к национальным корням и фольклору , то есть , конструирование представления о дополнительных и подчас даже более важных источниках и экзистенциальных опорах для человека , нежели только лишь советская власть , партийная идеология и социалистическая модернизация [22]. О рассогласовании народа и партийной власти свидетельствуют самые разные феномены , от усиления с 1942-43 году роли религии и церкви до попыток в 1947 году внедрить в образование автономию школы от идеологического аппарата и принцип внимания к каждому ученику как индивидуальности . Именно с этой точки зрения могут быть рассмотрены новые издания элементарных школьных учебников для начальной школы , подготовленные и выпущенные в 1943-1948 годах . Они выступают важным свидетельством подобных изменений , отражая в то же самое время тройную реакцию на них – со стороны « обычных людей », составителей / конструкторов учебников , государственных и политических официальных инстанций . Источники Источниками выбраны единые общегосударственные издания и учебники для сельских и региональных школ ( буквари и книги для чтения в первом классе ), всего около 20 разных изданий . Все эти пособия были утверждены и допущены в школы решениями соответствующих государственных органов . Перечень рассмотренных учебников приведен в конце статьи . Важную роль при определении « весомости » учебника как исторического источника играл факт первого его издания в середине 1940- х годов либо переиздания предвоенного варианта . В последнем случае учебник нередко меньше подвергался серьезным переработкам , и степень влияния на него исторического контекста именно середины 1940- х оказывалась ослабленной предшествующей традицией и « властью макета книги ». Когда учебник готовился впервые , в нем более ярко и непосредственно отражалась военная тема , реакция на нее конструкторов учебников и ожидающей книги разнообразной аудитории . В переизданиях чаще интересующей нас материал сконцентрирован по преимуществу в одном , редко двух местах в учебнике ( обычно ближе к концу обучения в первом классе ). В другом случае он чаще распределен по всему учебнику . При этом военная тематика активно проникает в лексику учебника , насыщая его словарный фонд знаковыми словами « фронт », « танк », « враг », « боец », « пушка », « пехота », « армия », « пулемет », « винтовка », « госпиталь », « конница », « граната » и т . д . Ряд слов приобретают специфические , суженные значения (« герой », « самолет », « шинель », « орден », « санитар » и т . д .). Особая специфика возникает в учебниках для сельских школ , в которых больше ориентации на вопросы жизни тыла , нежели на ведение активных боевых действий . В таких учебниках мы чаще встречаем не только аграрную ,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=