Гуманитарные Ведомости Выпуск 4 (16) 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4, декабрь 2015 г . 89 предмет их частотности и взаимосвязи – внутри одной учебной книги как микрокосма , и в сравнении серий книг и различных учебный изданий между собой ( в пределах первого года обучения ). Фокус рассмотрения Нашей основной целью в данной работе не было отражение собственно деталей войны и военных действий в букварях и первых книгах для чтения , подготовленных накануне или сразу после мая 1945 года [ Комментарий 1]. Мы попробовали выявить эволюцию общей степени милитаристичности словаря , текстуального и визуального канонов , выявить наличие / отсутствие « маркеров » войны и мира в изданиях разного типа , описать характер и свойства этих маркеров , обнаружить / не обнаружить корреляционные связи , объяснить изменения и различия . Война закончилась , ура , идем мы в бой ! Продолжение войны в Букварях 1940- х годов Окончание войны было ознаменовано подготовкой новых базовых учебников для начальной школы . 3 мая 1945 года подписан к печати « Букварь для обучения неграмотных чтению и письму » Сергея Поликарповича Редозубова (1891-1957) ( далее БОН ), 4 мая – « Букварь » Александры Ильиничны Воскресенской (1890-1966), 25 декабря 1945 года появился « Букварь для школ сельской молодежи » С . П . Редозубова ( далее БСМ ). Буквари Редозубова и Воскресенской составили следующую эпоху в истории советских букварей после букварей Николая Михайловича Головина (1889- 1954) и Александры Владимировны Янковской [- Байдиной ], использовавшихся в школах в 1937-1944 годах . Буквари Редозубова и Воскресенской применялись в советских школах в следующих годах : БОН и БСМ до 1952 ( с переработками , особенно в 1949 году , а затем у Редозубова с 1953 по 1965 год выходили буквари в соавторстве с А . В . Байдиной - Янковской и Н . А . Костиным , с 1957 по 1974 год в соавторстве с А . В . Байдиной - Янковской и / или А . И . Воскресенской ), а Букварь Воскресенской до 1963 года ( с 1965 по 1985 у нее выходила « Азбука » для дошколят ). Обложка БОН 1945 года демонстрировала двух первоклассниц - горожанок , осенним сентябрьским днем увлеченно рассматривающих учебник , сидя на скамейке перед школой . Увлеченный и мирный характер школьниц подчеркнут и состоянием природы , и новым зданием школы . Идея мирного труда довлеет в метапослании обложки учебника . Однако уже с пятой его страницы мы вместе с учеником первого класса , жившим в 1945 году , видим не только изображение возвращающегося из армии домой солдата , но и продолжающих бои танков . Странная аберрация « вроде - бы - зкончившейся - но - еще - идущей / продолжающейся войны » пройдет красной нитью по всему учебнику .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=