Гуманитарные Ведомости Выпуск 4 (16) 2015
Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4, декабрь 2015 г . 92 помощью изучения грамоты родного языка . Военная тема начинается с изображения солдата , в минуту отдыха читающего письмо из дома ( стр . 4). Затем возникает тема мин , причем не в контексте минирования и взрывания , как в БОН , а в контексте называния - знакомства с предметом через слово ( стр . 19, 20). Конечно , мы также видим пушку ( стр . 25) и действующие танки ( стр . 27), причем слово « танк » одно из популярнейших по всему массиву учебника . Вводится непростое для школьника понятие « слава », особенно в контексте призыва к взрослым « служить в армии на славу СССР » ( стр . 30, 34). В словаре букваря присутствуют « полк », « пуля », « напасть », « отнять », « выгнать » и пр ., помещенные в милитаристический контекст ( стр . 45, 51, 56 и др .). Готовность к военным действиям в данном издании крепче « упакована » в идею защиты берегов и сухопутных границ Родины ( стр . 58-59 и др .). Служба в армии заявлена важным пунктом в списке жизненных путей ( многодетная мать , рабочий на заводе , учительница , врач , инженер , школьник ) ( стр . 60). Акцентуируемая ( как и в других , вышерассмотренных букварях ) храбрость и смелость возможна , с точки зрения автора учебника , лишь в военном аспекте ; квинтэссенцией выступает « наша конница », для конца войны образ уже архаический , но сохраняющий , видимо , свое важное символическое значение . Всадник , танкист , военный летчик – самый храбрые люди во всех учебниках середины 1940- х годов , иногда к ним добавляют разведчиков с их особого вида « умной храбростью » и реже – пехотинцев , вооруженных пулеметами , автоматами и винтовками (passim). Осуждается трусость – на фоне « залпов » и вообще ( стр . 69 и др .). Осуждение трусости на фоне воспевания военного , а впоследствии и трудового героизма на « фронтах » советского « народного хозяйства » могло выступать в эпоху завершающихся открытых военных действий скрытым « предъявлением счетов » не только к детям , но и к находящимся рядом с ними взрослым , которых учебники точно так же « строили » и воспитывали , как и школьников . Букварь для сельской молодежи более других обращает внимание на восстановление деревни , на скорое возвращение в нее солдат и офицеров ( стр . 78-79, 82), на тему победы и освобождения от ярма войны ( стр . 88-92), но и в нем окончание войны не прочитывается как демилитаризация будущего бытия . « И вечный бой »: инваризация как способ эстетизации тоталитарного бытия Базовые буквари середины 1940- х годов , единые для общеобразовательных школ с преподаванием русского как родного языка , в целом воплощали концепцию продолжения и подчас даже наращивания присутствия в них военной темы , показа и обсуждения активных военных действий . Переходя от учебника к учебнику , она не ушла со сцены после мая 1945 года . Война была закончена , но сражения в букварных текстах и на иллюстрациях продолжались . Послевоенное « воспитание ради ненависти »,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=