Гуманитарные Ведомости Выпуск 4 (16) 2015
Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4, декабрь 2015 г . 93 готовности к битвам и героизму на поле боя за « наших », « ретроспективная глорификация » героев и жертв как героев стали характерны для многих советских учебников , в том числе и пособий для начальной школы [ Комментарий 2]. Вероятно , по аналогии с терминами « энемификация », конструированием образа врага , и « глорификация », прославлением участия в военных действиях и жертв как подвигов , стоит говорить об « инваризации » (inwarisation) как конструировании и продвижении образа войны в условиях мирного времени , приводящим к своего рода « санктификации », освящению войн , понимаемых как « справедливые ». Когда мы говорим об « инваризации » послевоенных букварей в Советской России , нам нужно помнить еще об одном внешне парадоксальном , но внутренне вполне логичном процессе – своего рода эстетизации образа войны 1941-1945 годов как модели самого главного и прославляемого на века поведения , наиболее позитивного и славного во всех отношения способа бытия . Такая ситуация типологически относится к более широкому классу явлений , которые можно наблюдать в различные исторические эпохи в разных странах , сферах и регионах – эстетизации насилия . Такое явление характерно для обществ , относимых к тоталитарным . Образ легитимного насилия над внутренними и над внешними врагами как бы в интересах гомогенизируемого общества является важным пропагандистским приемом и объединяющим лояльных режиму сограждан путем овладения властью ситуацией . Эстетически привлекательный и эмоционально приподнятый визуальный ряд с неизбежностью стимулирует детскую любознательность в отношении военной темы и войны как стратегии страны , народа , человека . Ожиданиям со стороны страны и режима в отношении подрастающего индивида как будущего воина и героя придается привлекательная внешняя оболочка . Детальное исследование эстетизации насилия было проведено немецким исследователем Карстеном Хайнце на примере букваря «Jung-Deutschland-Fibel», выпускавшегося в Германии с 1933 по 1940 год , и «Westmark/Moselland Fibel», выходившего с 1939 по 1944 годы [52] [ Комментарий 3]. Война , показываемая уже по ее завершении как часть окружающего детей пространства , обусловила ее продолжение в умах подраставшего в СССР послевоенного поколения , причем не только в военных играх , стимулируемых и развиваемых [ Комментарий 4]. Война в учебниках становится частью окружающей ребенка среды – если не внешней ему , то внутренней . Конструируемое теплое отношение к героям войны вызывает желание подражать . Трудно сказать , что именно буквари способствовали развитию игр в войну , но какую - то роль в продвижении этих игровых практик они сыграли . Подражание героям выходило и за рамки игры , выражаясь в рисунках , сочинении текстов и сочинении соответствующего поведения . Показанные в учебниках подражающие героям дети вызывали
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=