Гуманитарные Ведомости Выпуск 4 (16) 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4, декабрь 2015 г . 96 ксенофобии по отношению к разным , нечетко сформулированным « другим », как по ту сторону веры , расы , так и чуждым по классу , идеологии либо находящимся вне страны , ее партии и режима . Образ прошедшей войны эффективнее работает на бдительность и военную готовность , чем образ побежденного в прошлом врага – в случае с образом врага требуется создавать образ возможного нового врага [17, c. 31-71]. Исследования образа врага ведутся сейчас в гуманитаристике очень активно , исследований же образов войны меньше . Вернемся , однако , к букварям , где мы видим продолжение текстов о войне вместе с широко представленным иллюстративным рядом . Иллюстрации воспринимались детьми проще и легче , чего не скажешь о всех текстах . Тексты букварей середины 1940- х годов нацелены не только на детей , но и на окружавших их взрослых – родителей , родственников , учителей , родителей и родственников соучеников , и т . д . Мир детей в российских советских букварях этого времени не самоценен , он прежде всего направлен на выполнение ролей , социально важных с точки зрения взрослого мира . Мир взрослых направлен не прямо на детей , а на побуждение « малых сих » к становлению « правильными , государственными взрослыми ». Возможно , немецкие коллеги меня поправят , но мне кажется , что в немецких букварях 1945-1946 годов мы встречаем по преимуществу центрацию на детях и на мире детей . Взрослым предлагают посмотреть на мир глазами детей [41; 49]. Взрослые как таковые появляются , скажем , во время уборки с поля урожая или в работе на и ради собственных детей [ Комментарий 8]. Вероятно , такая центрация на детях и семье мыслилась помогающей взрослым преодолевать послевоенные трудности , а детям – так или иначе с ними мириться , находя отвлечение в играх и сказках . Советские буквари подобной центрации именно и прежде всего на детей не имели , следовали принципу « вместе с детьми к тотальному советскому порядку », и потому неосознанные , но вполне реальные и широко распространенные потребности в « терапии после » нашли на время свой выход в иных школьных книгах , не в букварях . Идея « война закончена , бои продолжаются », наблюдаемая в букварях , изданных в 1945 – начале 1946 года , приобрела серьезного дискутанта и неофициального оппонента в виде авторов книг для чтения , подготовленных для первого класса практически одновременно с рассматриваемыми изданиями букварей – в 1944-45 годах . Новая позиция , выразившаяся в попытке предложить послевоенному миру не продолжение героичности , но человеческое утешение и « лечение душ », по - видимому , не случайно совпала с тезисом врачевания принесенных войной многочисленных внутренних ран , сформулированным в расширение сталинского определения писателей как « инженеров человеческих душ » в феврале 1944 года Ольгой Берггольц (« восстановление многих и многих человеческих душ ... уврачуют многие и многие душевные раны ») и в мае 1945 чуть менее определенно , среди других

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=