Гуманитарные Ведомости Выпуск 4 (16) 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4, декабрь 2015 г . 98 « Новой деревни » в четырех книгах (1925-1929), различных других пособий для школьников и учителей . Особенно популярны во второй половине 1920- х гг . были учебники Соловьевой для села (« Новая деревня », 1-4 классы , далее НД ) и для города (« В новой школе », 1-2 классы , 1929-1930, далее НШ ) [ Комментарий 10]. В них проводится идея самоценности жизни и в деревне , и в городе , без принижения сельскости , но с « заселением » деревни , как и города , общими чертами советской социальности ( коллективизм , вожди , праздники , идущее из города просвещение , и т . д .), которые официально в те годы представлялись важнее различий между городом и селом . Оба комплекта по мере сил и понимания воспитывали взаимоуважение сельчан и горожан . « Сельский учебник » для 1 класса , хотя и завершается текстами о городе и школе , помогающей неграмотной деревне контактировать с ученой и важной своими познаниями письменной культурой города , но многие страницы отдает воспеванию модернизирующегося села , со школой , больницей , избой - читальней , мельницей , кооперативом ( НД 1925, 1, с . 4). Учебник показывает идиллию леса , дола , утопическое единство школьного образования и сельской жизни : « Наша Иваниха [ название деревни ] на горе . Как идти в школу , так с горы бегом бежим : сами ноги несут . У речки остановимся , отдохнем и начинаем по камешкам перескакивать . Это мы так переправляемся . Кто хорошо перейдет , а кто поскользнется , да в воду . Ну , в речке - то не глубоко , не страшно . Потом идем до леса . Тут еще веселее . Сосновыми шишками кидаемся , за деревьями и кустами прячемся » ( НД 1925, 1, с .5). Рассказ « Дорога в школу » оптимистически соединяет дальнюю деревню и школу , и даже промоченные ноги не могут огорчить ни героев рассказа , ни аудиторию . Деревенская жизнь со всей ее утопической поэтикой в середине 1920- х еще жила на страницах учебников . « Городской учебник » говорил о сельском раздолье и « клондайке » продуктов и сырья для города . Город полон разных детских игр и досуга , но здоровье получают в деревне ( НШ 1929, с . 5-7). В другом учебнике - « Русской грамоте », общем пособии для любых типов школ , – сельская тема продолжает господствовать и в 1926 году – последнем году переиздания этого учебника . В нем моделью типичного социума взято большое село . Именно в нем , на природе идет жизнь детей . Однако школа показана не только сельская ( с . 54), но и на границе между селом и городом ( с . 30, 100- 102), а первая городская черта – это водопроводный кран как запредельное удобство ( с . 36). В дальнейшем , под конец учебника теме « Город » посвящен уже специальный раздел ( с . 96 и слл .). Можно сказать , что для Е . Е . Соловьевой в 1920- е гг . сельское имело чуть большее значение , хотя такая позиция не акцентировалась через сельскую традиционность и обрядность . Не приветствовался реальный фольклор , но приветствовалась

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=