Гуманитарные Ведомости Выпуск 1 (17) 2016
Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 1(17), февраль 2016 г . 117 христианской веры и формированию соответствующей религиозной картины мира . Кроме того , в структуру Краткого катехизиса был включен набор ежедневных молитв , которым также отец семейства должен был обучить своих домочадцев . В некоторой степени можно считать их , наряду с Символом веры и Молитвой Господней (« Отче наш ») своего рода практическими упражнениями , направленными на выработку у христианина ( ребенка или прислуги ), кроме всего прочего , правил повседневной христианской жизни в семье и в обществе [12, p. 15]. Современный итальянский переводчик и комментатор катехизиса Лютера Фульвио Феррарио считает , что реформатор усвоил подобный четкий распорядок в чтении молитв из монастырской традиции , однако трансформировал его в собственное понимание « новых » христианских отношений [12, p. 10]. Таким образом , Краткий катехизис без сомнения можно и нужно рассматривать как учебник по основам веры и в этой связи он представляет бесспорный интерес с точки зрения формирования определенной картины мира у молодежи эпохи Реформации , в том числе когнитивно - языковыми методами . Цель катехизиса заключалась , с одной стороны , в обучении человека христианской вере и его приобщении к религиозной практике , а с другой стороны в укреплении в населении собственно лютеровского варианта христианства . Достижению этих целей служила четко выверенная композиция катехизиса , которая должна была обеспечить процесс спасения верующего . Но , кроме сугубо религиозной , в Кратком катехизисе , как в любом учебном пособии , можно обнаружить и некоторую цель обучения , реализующуюся через формирование у обучающихся представлений о действительности в ходе освоения его ( катехизиса ) содержания . В соответствии с этим при анализе катехизиса как учебника вполне возможно использование диагностирующей матрицы М . А . Лукацкого [ Комментарий № 3], предполагающей применение семи критериев . Первый критерий заключается в наименовании и особенностях формируемого концепта ( основная тема – ключевое слово ) . Основной темой Краткого катехизиса Лютера , без сомнения , является схема спасения или обретения истинного , с точки зрения автора , христианства . Реализации этой программы и посвящен в целом лютеровский катехизис . При этом и структура катехизиса , и его приложения явно сочетают двоякий подход к решению поставленной задачи : с одной стороны , – это овладение собственно теоретическими знаниями христианского вероучения через заучивание основ катехитического минимума ( Декалога и основных молитв ) с их разъяснением и комментарием ; с другой стороны – это усвоение инструментария практики жизни в христианской общине , которая заключалась в применении ( чтении ) тех же молитв соответственно правилам внутреннего распорядка дня , а также в отправлении иных необходимых ритуалов ( крещения , причастия , исповедования ). Только при совмещении этих двух составляющих ежедневной христианской практики можно вести праведную христианскую жизнь и , следовательно , достичь спасения .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=