Гуманитарные Ведомости Выпуск 1 (17) 2016

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 1(17), февраль 2016 г . 64 подарок – плод твоих раздумий и труда . 30/XII-1975». В 1975 году я был учеником 10 класса . Мечту мамы исполнил через 10 лет , когда стал учителем , учёным . Первой моей брошюрой стала изданная в 1985 году издательством « Высшая школа » работа по изучению фундаментальных констант [7]. Эта работа послужила одним из оснований разработки метапредметного подхода – ключевой инновации нашей Научной школы . В 2010 году метапредметность вошла в российские государственные образовательные стандарты . « Космический след » характерен для всей научно - педагогической деятельности Ларисы Николаевны . Философия русского космизма легла в основу нашей научной школы гуманистического образования . Дополнительная литература – обязательное условие обучения , такой вывод делает Л . Н . Хуторская в своей диссертации , – поскольку формат учебника не может обеспечить необходимое психологическое эмоциональное состояние школьников , ограничивает их самореализацию . Дополнительная литература нужна как на уроках , так и вне них . Внеклассную деятельность Л . Н . Хуторская считала равнозначной основной – урочной [8]. Именно вне формальных рамок урока ученики имеют возможность на раскрытие своего потенциала , на выбор того , что им больше всего нравится и в чём они себя способны выразить . На основе анализа многочисленной дополнительной литературы автор выводит требования для авторов . Она пишет : « Главная цель авторов лучших научно - популярных книг по физике : возбудить деятельность научного воображения , приучить читателя мыслить в духе физической науки и создать в его памяти многочисленные ассоциации физических знаний с самыми разнородными явлениями жизни , со всем тем , с чем он обычно входит в соприкосновение » [9]. Кроме популяризации знаний дополнительная литература имеет и другое решение для школьников – помощь в освоении школьных предметов . Поэтому , считает автор « организация чтения учащимися научно - популярной книги тесно связана с процессом обучения в целом по своим целим , задачам и педагогическим приемам и порой является его продолжением » [9, с . 94]. С помощью дополнительной литературы уже в 1970- х годах , Лариса Николаевна вводит в обучение принципы проектной деятельности . Известный учёный - методист А . В . Усова ( г . Челябинск ) одобрила основные положения Л . Н . Хуторской , которые вошли в её кандидатскую диссертацию . В 1974 году по направлению Министерства просвещения СССР Л . Н . Хуторская переезжает в г . Гродно тогдашней республики Беларусь , не теряя связи с многочисленными коллегами - методистами из России и других республик СССР , а затем и стран СНГ . Обладая высокой работоспособностью , она много ездит по стране , участвует в научно - практических конференциях на Урале , в Сибири , Дальнем Востоке , Средней Азии , выступает на конференциях в Москве , Минске , Ленинграде , Калуге , Куйбышеве , Владимире , Челябинске , Новосибирске , Нижнем Тагиле , Кисловодске , Уфе , Гродно , Вильнюсе , Риге , Карши , Самарканде и др .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=