Гуманитарные Ведомости Выпуск 1 (17) 2016

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 1(17), февраль 2016 г . 84 Особенно важным для педагога , работающего в инклюзивной образовательной среде , является его готовность к пониманию психических состояний учеников и сопереживанию , т . е . эмпатия , потребность в социальном взаимодействии . Большое значение придается исследователями и « педагогическому такту », в проявлении которого выражается общая культура педагога и высокий профессионализм его педагогической деятельности и направленности [1, с . 38]. Готовность будущего учителя к профессиональной деятельности в условиях инклюзивной образовательной среды означает способность эффективно организовывать работу с учащимися и их родителями , создавать условия для успешной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья и их конструктивного взаимодействия со сверстниками в образовательном пространстве школы . Готовность будущего учителя в контексте компетентстного подхода предполагает результат его подготовки как специально организованного дидактического процесса , соотнесенного с формированием соответствующих компетенций . Чем качественнее осуществляется профессиональная подготовка , чем выше уровень готовности к профессиональной деятельности . Формирование готовности будущего учителя к профессионально - педагогической деятельности в условиях инклюзивного образования связано , с одной стороны , с освоением им теоретических знаний , овладением умениями и навыками организации различных видов взаимодействий , а с другой с развитием профессиональных способностей и качеств личности . В структуре готовности возможно выделить мотивационно - ценностный , когнитивный , организационно - деятельностный , рефлексивно - аналитический и результативный компоненты . Остановимся на рассмотрении мотивационно - ценностного компонента , который включает в себя основные свойства психики и личностные качества будущего учителя как организатора инклюзивной образовательной среды . Данный компонент в процессе профессиональной подготовки выполняет регулятивную функцию . В основе такого понимания точка зрения К . Обуховского , который определяет мотив в виде вербализации целей и построения программы , позволяющей человеку начать определенную деятельность . Мотивация в структуре готовности это одно из главных звеньев . Вне мотива и связанного с ним смысла невозможна ни одна деятельность , не реализуемы никакие , даже самые усвоенные знания и предельно сформированные умения ( В . А . Сластенин ). Мотивы деятельности будущего учителя как организатора инклюзивной образовательной среды обусловлены осознанием значимости того , что ребенок с особыми образовательными потребностями имеет общие для всех потребности , главная из которых потребность в любви и стимулирующей его развитие обстановке ; ребенок с ограниченными возможностями здоровья должен вести жизнь , в максимальной степени приближающуюся к жизни нормальных людей ; учиться могут все дети , а значит , всем им , какими бы тяжелыми ни были нарушения развития , должна предоставляться возможность получения образования .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=