Гуманитарные Ведомости Выпуск 2 (18) 2016

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (18), июнь 2016 г. 29 Ю. В. Назарова, Е. Б. Кудинова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого КУЛЬТУРНЫЕ И ЭТИЧЕСКИЕ ИСТОКИ КОНЦЕПТА УЖАСА (на материалах англоязычной литературы в жанре horror) В статье рассматриваются культурные истоки жанра horror в англоязычной литературе, с целью осмысления этической проблемы транслирования ужаса и смерти в современной медийной культуре. Систематизируются концепты ужаса в литературе, анализируется их содержание. Формулируется этическая дилемма эстетизации ужаса в современной культуре, рассматриваются возможности ее разрешения. Ключевые слова: жанр horror; эстетизация ужаса; этическая дилемма; концепты ужаса; англоязычная литература. U. V. Nazarova, E. B. Kudinova Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University (Tula, Russia) CULTURAL AND ETHICAL ORIGINS OF THE CONCEPT ‘HORROR’ (ON THE MATERIALS OF THE ENGLISH LITERATURE IN THE HORROR GENRE) The article deals with the cultural roots of horror genre in English literature, with the aim of understanding the ethical issues broadcasting terror and death in contemporary media culture. Systematized horror concepts in the literature, and their content is analyzed. Formulated ethical dilemma aestheticization of horror in modern culture, considered the possibility of its resolution. Keywords: genre of horror; aestheticization of horror; ethical dilemma; horror concepts; English-language literature. Философское осмысление феномена ужаса встречается в работах постмодернистской, психоаналитической, религиоведческой, культурологической, эстетической и этической направленности. Это говорит о том, что дискурс об ужасе не теряет свою актуальность, более того, актуализирует новые вопросы, связанные, в первую очередь, с переоценкой ценностей, происходящей в современном обществе. В этом смысле, философские аспекты ужаса наиболее полно могут раскрыть себя в этическом контексте. Так, А. Гришин в исследовании «Феномен ужаса: этико- философский анализ» [2] отмечает парадоксальную ситуацию в современной медийной культуре, где существует своеобразная территория ужаса наряду с табуированием рефлексии о смерти. В результате ужас становится синонимом смерти; страх современного общества перед смертью заставляет эстетизировать смерть средствами массовой культуры; таким образом, ужас, как эмоция, становится и средством ухода от скуки, и средством приближения к смерти, что снимает напряжение от ужаса перед смертью. Так, «эстетизация ужаса и смерти» является наиболее эффективным инструментом массового медийного производства. В этом контексте альтернативной является христианская парадигма ужаса, где последний (в форме страха) имеет духовное значение («Страх Господень – начало премудрости»)» [2, с. 9-10].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=