Гуманитарные Ведомости Выпуск 2 (18) 2016

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (18), июнь 2016 г. 54 индивидуальность каждой хоровой партии, необходимый звуковой баланс внутри гармонической вертикали, соблюдая необходимые для певцов цезуры и возобновляемое в положенных местах дыхание. Концертмейстер должен освоить умение играть партитуру так, чтобы каждый аккорд звучал полно и ровно, чтобы звучание всех голосов в аккорде было равномерным по силе звука. Хотя довольно часто в хоровой многоголосной партитуре требуется более дифференцированно и определенно озвучить не верхний голос, что часто применяется в фортепианном исполнительстве, а нижний, басовый, как устойчивую основу хорового аккорда. Важной особенностью концертмейстерской работы с хоровым коллективом является его обязанность контроля творческих параметров исполнения, таких как интонация, голосоведение, ритмический рисунок, характер вокального звучания, фразировка, певческое слово и др. Для успешного совместного творчества с дирижером концертмейстеру важно хорошо ориентироваться в основах вокально-хоровых навыков, среди которых певческое звучание, артикуляция и дикция, цепное дыхание, способы звукоизвлечения, мягкая атака звука и др. Кроме того, в ходе подготовки студент должен овладеть особым многоплоскостным вниманием, которое будет распределяться на игру концертмейстера и на партнеров по ансамблю (хор и дирижер), которые являются главными действующими лицами процесса вокально-хорового исполнения. Концертмейстер должен помогать дирижеру в распевании участников хора, предлагая различные виды вокально-хоровых упражнений и задавая четкий ритм любому виду занятий. В работе с певческим коллективом многое будет зависеть не только от хормейстера-дирижера, но и от профессионализма концертмейстера, даже в таком деле, как правильный выбор певческих упражнений. Сам же процесс занятий и регулярных репетиций должен играть активную роль в выработке чувства партнерства между концертмейстером и дирижером. Еще одной важной особенностью, отличающей работу концертмейстера с хоровым коллективом от других видов концертмейстерства, является его обязанность знать основы дирижерской техники и хорошо понимать дирижерские жесты, ведь в хоровом исполнительстве постоянно присутствует координация аккомпанемента сообразно намерениям руководителя хора. Дирижерский жест, мимика, положением головы и корпуса дирижера обладают особой смысловой наполненностью, так как являются источником и единицей исполнительской экспрессии. Содержание музыки является для дирижера источником музыкально осмысленных движений в дирижерской практике, потому студент-музыкант, постигающий азы концертмейстерской работы с хоровым коллективом, должен знать приемы дирижирования с двух-, трех-, четырехдольными сетками, понятия «ауфтакт», «точка», «снятие звука», уметь играть «по руке» дирижера, понимать суть дирижерских движений и тонкости, связанные с выразительностью исполнения, штрихами и оттенками и т.д.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=