Гуманитарные Ведомости Выпуск 2 (18) 2016

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (18), июнь 2016 г. 78 условие возрождения России как целого, источник приверженности «духовно- нравственной традиции», сохранения «духовного бремени ценностей», аксиологической основы российской культуры, оправдания всех и любых жертв, включая военные, приносимые героями на благо и во славу Родины [46, c. 33-39; 38, c. 335-336; и др.]. Интернациональный дискурс победы, объединяющий скорбь граждан всех воевавших государств, не приветствуется в учебниках [64]. Итак, должна ли память о военной победе довлеть над первоклассниками? Не является ли такая система давления «искажением и фальсификацией истории», против чего не так давно была организована государственная комиссия и внесен в Думу проект закона? «Есть много фактов и деталей, которые были бы забыты индивидом, если бы окружающие не сохраняли для него это воспоминание», – писал М. Хальбвакс [цит. по: 45, c.40]. «Нет, слово «мир» останется едва ли, когда войны не будут люди знать», – сказал в 1957 году поэт В. Д. Берестов. Однако мы до сих пор изо всех сил сохраняем воспоминания о ненависти. Как, для кого и зачем? Тема значимого праздника в ее официальном варианте регламентирует памятование «о законном насилии, о справедливой, народной войне и о светлом будущем» [35, c. 399; 26, c. 94-107]. И в мире детей? Включать ли в опыт раннего школьного детства тему победы в войне? Тему справедливого и оправданного убийства, неизбежности личных жертв и ненависти к врагам? Не пора ли освободить российских детей в начальной школе от «науки ненависти и победы» семидесятилетней давности, показать им, что нормальный детский мир не вмещает в себя войну, что она для него нелегитимна? Что понятия «примирение», «покаяние», «милосердие» не менее важны в человеческой жизни, нежели «война», «злость» и «победа». Что ненависть и ее двоюродная сестра бескомпромиссность – непродуктивны. Что «сильней любви», доброты, дружбы, прощения ненависть быть не может. Что война не есть «воспитательная ценность» в возрасте до наступления отрочества. У нас нет однозначного ответа. Но задать вопрос и обсудить его, как нам кажется, необходимо, особенно сейчас, в преддверии 70-летия Великой Победы. «Стоит ли помнить то, чего больше нет?» И если вдруг все же стоит, то как именно помнить, как и в каком возрасте об этом говорить, какие цели ставить в таком разговоре – воспитать героев уже в начальной школе или все же пацифистов и в школе средней? Признательность «героическому поколению» соединять с готовностью отдать также и свою жизнь для общего дела или с общим неприятием военного разрешения какого бы то ни было конфликта, с пониманием той горькой, доступной лишь старшим, истины о том, что «война не мамка, война – беда», беда по отношению к обеим сторонам конфликта, не делящая жертвы на своих, других, чуждых и чужих? Комментарии 1. В 1945-1991 учебниками, «по должности» обязанными повествовать о давних временах, служили «Рассказы по истории СССР» для 3

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=