Гуманитарные Ведомости Выпуск 2 (18) 2016

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (18), июнь 2016 г. 80 совершенно не замечают авторы учебника: [3, c. 94]. В том же учебнике отдельная страница уделена военному параду на Красной площади (с. 101). 8. См. статьи В. Каплан, А. Шевырева, И. Ионова в: [59]. В 1990-е гг. демилитаризация происходила и в других сферах детской жизни. Например, со 2.09.1991 по 5.09.1999 был отменен Пост № 1 у Вечного огня в городе- герое Волгограде. Судя по материалам устной истории, по крайней мере, первые три года после его возобновления ежедневное дежурство на нем поручали двоечникам, других учеников преподаватели не отдавали с уроков, что свидетельствовало об отчужденности и людей среднего возраста от «военного патриотизма», а сегодня выглядит весьма символично и показательно (http://www.musei2.narod.ru/doc/volgograd.htm , посл.обр. 29.03.2014). 9. Проведенное автором данной статьи сравнительное исследование чешских, ГДРовских, западногерманских, общегерманских и американских учебников показывает наличие милитаристической тематика только в начальных учебниках стран Варшавского договора и резкое ее исчезновение после краха просоветских режимов в Чехии и ГДР. Прослеживание военной темы в учебниках для начальной школы различных стран мира – особая тема, мы ее здесь касаться не будем. Показательно сохранение военной темы в российских букварях. 10. См., например: [1]: 0 упоминаний. [52]: 1 косвенное упоминание. [29]: 1 косвенное упоминание. [17]: 1 косвенное упоминание. [28]: 0 упоминаний. [9]: 2 косвенных упоминания. [37]: 0 упоминаний. 11. [2]: 1 косвенное упоминание. [36]: 0 упоминаний. [6]: Часть 1, 0 упоминаний. Часть 2, 0 упоминаний. [25]: Ч.1, 3 косвенных упоминания. Ч. 2, 0 упоминаний. [34]: 0 упоминаний; и др. 12. [23]: 2 прямых упоминания. [51]: 3 упоминания, из них 2 прямых. [8]: oтдельная страница 83 посвящена теме войны и праздника Победы. 4 иллюстрации, в тексте из 64 слов 1 слово «враг», 3 слова «война, воин», 2 слова «герой, героический», по 1 слову «мир» и «праздник». Главный праздник оказывается связанным с военной победой над врагами. 13. [21]: 8 упоминаний, из них 4 прямых. [14]: 5 упоминаний, из них 3 прямых. [24]: 5 упоминаний, 2 прямых. (аналогично изд.5-е. 2005). 14. Представление о том, когда ребенка можно и следует знакомить с той или иной темой, формируется, с одной стороны, на основе образа ребенка, его возможностей, и с другой, – на основе понимания государственных задач в воспитании. В рамках каждого года обучения можно увидеть свои тенденции и закономерности. Мы проанализировали в данной статье лишь эволюцию имплицитного содержания самых первых школьных учебных книг, варианты «скрытого учебного плана» для первого этапа обучения, чтобы показать серьезность идущих в нем изменений. С изученными в данной статье букварями дети обычно работают первую половину первого учебного года. Учебники для послебукварного обучения, книги для литературного чтения, по окружающему миру, музыке, технологии и др. еще ждут такого же исследования.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=