Гуманитарные Ведомости Выпуск 2 (18) 2016
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (18), июнь 2016 г. 94 монолог Сони «Что же делать, надо жить!» сопровождается звуками гитары: «Телегин входит на цыпочках, садится у двери и тихо настраивает гитару»; «Телегин тихо играет на гитаре»; «Телегин тихо наигрывает. Соня. Мы отдохнем!» [10, с. 569]. Особое место в драматургии Чехова занимает звук фортепьяно. Его символическое значение реализуется в четвертом действии пьесы «Чайка»: «Через две комнаты играют меланхолический вальс. Полина Андреевна. Костя играет. Значит, тоскует» [10, с. 517]; «за сценой играют меланхолический вальс» [10, с. 522]. Меланхолический вальс объясняет внутреннее состояние чеховских героев, не только Треплева, но и Полины Андреевны, и Маши. Неслучайно во время игры Маша «делает бесшумно два–три тура вальса» [10, с. 517]. Робкий намек на танец под звуки печальной музыки становится в данном случае выражением тайной любви без какой- либо надежды на ее осуществление в реальной жизни. В конечном же итоге, объединяя всех персонажей мизансцены, меланхолический вальс превращается в символ несбывшихся надежд. Музыка в драматургии Чехова озвучивает образы и ситуации, является важным строительным материалом в композиции пьес. Лирическая, музыкальная атмосфера одухотворяет жизнь, изображенную писателем, приближает к нам образ автора, со всей непосредственностью включает читателей в жизнь чеховских героев. Музыкальное начало сказывается у Чехова в языке произведений, в особом внимании к звуковым образам, в музыкальности композиции, в общей лирической интонации. Чеховская драматургия – это удивительный пример органического синтеза двух видов искусств – литературы и музыки. Литература 1. Балабанович, Е. Чехов и Чайковский [Текст] / Е. Балабанович. М. : Моск. рабочий, 1970. 184 с. 2. Иванова, Н. Ф. «Ужасно поют эти люди…» (Романсы в пьесе Чехова «Вишневый сад») [Текст] / Н. Ф. Иванова // Чеховиана. «Звук лопнувшей струны»: к 100-летию пьесы «Вишневый сад» / отв. ред. В. В. Гульченко. М. : Наука, 2005. С. 560-565. 3. Чехов А.П. Литературное наследство. Т. LXVIII. [Текст]. М. Издательство академии наук СССР, 1960. 974 c. 4. Малютина, Н. П. Характер полилога в пьесе «Вишневый сад» в контексте поисков музыкальной драматургии рубежа XIX-XX столетий [Текст] / Н. П. Малютина // Чеховиана. «Звук лопнувшей струны»: к 100- летию пьесы «Вишневый сад» / отв. ред. В. В. Гульченко. М. : Наука, 2005. С. 553-559. 5. Моруа, А. Честные и смелые глаза [Текст] / А. Моруа // Литературная газета. 1960. 29 янв. 6. Платек, Я. Под сенью дружных муз [Текст] / Я. Платек. М. : Сов. композитор, 1987. 232 с.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=