Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(19). 2016

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 3 (19), октябрь 2016 г. 34 выявление законов, распоряжающихся бытием космоса и жизнью человека, выявление влияния космоса на человека и человека на космос и составляет предмет, изучением которого занимается космизм. Если мы скажем, что «русский космизм» изучает историю и философию возникновения, эволюции, будущего вселенной и человека в их генетическом единстве, их взаимообусловленности и взаимовлиянии, то мы едва ли окажемся очень далеко от истины. Мы можем найти проявления космизма в самых разнообразных сферах духовной и материальной культуры человечества. Его явные и завуалированные следы можно найти в религиозных и философских системах, в народном эпосе и литературе. Творчество многих представителей искусства буквально пронизано идеями космизма. В нашем представлении «космизм», в самом общем виде, это такое понимание человеком себя и своего места в мире, когда роль человечества вообще и отдельного человека в частности рассматривается в зависимости от закономерностей развития космоса в целом. Уточняя понятие космизма, можно определить, что космизм это – такое понимание человеком своего места в мире, когда роль человечества вообще и каждого человека в отдельности рассматриваются в зависимости от процессов их совместного развития с космосом. Это обоснование того, что судьбы человечества и человека неразрывно связаны с судьбами Земли и космоса. Космизм обосновывает закономерную неизбежность проникновения человечества в космос, что является закономерным этапом в развитии человечества, вообще разума во вселенной [7, c. 9]. С этой точки зрения, теория всеединства является своеобразным фундаментом, основанием, на котором происходило становление и развитие философии космизма как таковой. Тончайшие силы взаимодействий пронизывают космос, связывая в единый организм всю живую и неживую материю. Теория космизма, космизированный вариант концепции всеединства, наполнена глубочайшим эвристическим и нравственным потенциалом, большим гносеологическим зарядом. Именно в России идея космизма обрела четкую концептуальную форму, став основой для начала практических работ в этом направлении. Имеется в виду «космическая философия» К. Э. Циолковского и его теория межпланетных путешествий. Феномен современной теоретической и практической космонавтики исторически и объективно связан с философией космизма и русской культурой. Говоря о широте и разнообразии космизированных представлений, можно выделить, по крайней мере, два подхода к определению понятия «космизма» и того, что можно называть «космической философией»: Во-первых, возможно реализовывать широкий подход к пониманию того, что судьбы жизни и развития человека, земли и космоса едины, что они подчиняются единым правилам, единым законам в своем существовании. В этом случае мы, скорее всего, будем говорить о формировании или наличии в мировоззрении того или иного мыслителя, в той или иной исторической культуре или социокультурном сообществе космизированного мировосприятия или мировоззрения, основанного на идее космического всеединства.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=