Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(19). 2016

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 3 (19), октябрь 2016 г. 35 Философия всеединства в своем классическом виде сформировалась именно в России, составив едва ли не основу так называемого «русского ренессанса» [1, c. 5]. В целом, под всеединством, мы будем в дальнейшем понимать единство вселенной на субстанциальном, структурном и закономерном уровнях. Имеется в виду, в данном случае, что представителям всеединства вселенная представлялась единой субстанциально (состоящей из единого вещества на всем своем протяжении, в любой своей точке), единой в своих структурах (наличие подобных структурных образований на всем протяжении вселенной) и проявлении действия единых законов бытия, единых законов природы во всей вселенной [6, c. 270]. Во-вторых, приемлем вполне и более строгий, узкий подход к проблеме определения «космической философии». Он предполагает за собою не только теоретическое и мировоззренческое обоснование реальности бытия единой закономерной судьбы эволюции человека, земли и космоса. Но, и это является наиболее важным для нас и уникальным, он осуществляет обоснование и доказательство неизбежности проникновения человека в космос, активное воздействие человечества на процессы, происходящие в космосе, а, значит, и непосредственное активное воздействие человека на свою собственную настоящую и будущую судьбу [5, c. 10]. Наиболее продуктивным было бы, по всей вероятности, понимать под «космизмом» единство широкого и узкого подходов, объединить их в некое логически последовательное эволюционирующее целое, генетически взаимосвязанное и взаимообусловленное. Это позволит в дальнейших исследованиях космизма реализовывать широкий социально-культурный взгляд, историко-философский подход, наряду с конкретно-философским анализом проблемы. Основываясь на выше сказанном, можно допустить и реализацию некоей, достаточно предварительной и пока еще условной, классификации видов космизма и их представителей, вне зависимости от места и времени их появления. Необходимо отметить, что подобные попытки по классификации космизированных взглядов уже предпринимались ранее [8, c. 3-4; 3, c. 9; 2, c. 407-408]. Основываясь на самых предварительных и общих подходах, лежащих в историко-культурной и философской сфере, автор настоящего исследования еще раньше пришел к собственному варианту классификации, полагая, что в самом общем виде «космические философии» можно подразделить на: 1) научно-эволюционный космизм; 2) религиозно-нравственный космизм; 3) космизм в искусстве [4, c. 67]. При этом мы вполне реально осознаем, что любая классификация, вещь очень условная и представители различных направлений в ее рамках на самом деле близки друг другу, более того, один и тот же мыслитель может принадлежать к разным направлениям, например, Н. К. Рерих, Н. Ф. Федоров и др. Тем не менее, классификация допустима и неизбежна для упорядочивания исследуемого материала. Она играет важную систематизирующую и служебную, методологическую роль. Для нас казалось важным не упустить явление космизма в искусстве из классификации видов космизма, ибо огромное количество деятелей искусства постигало

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=