Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(19). 2016

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 3 (19), октябрь 2016 г. 38 учениях более поздних мыслителей эта идея принимает большую конкретность и стройность («космическая философия» К. Э. Циолковского, учение о ноосфере В. И. Вернадского). Несколько позднее идеи космизма разрабатывал А. Л. Чижевский, переведя их более в естественнонаучную плоскость, посвятив себя изучению закономерностей солнечно-земных связей. В рамках космизма мирно уживались, дополняя и обогащая друг друга, различные мировоззренческие направления и философские течения. Одни из них угасали, так и не найдя дальнейшего развития, другие же, напротив, уже в наши дни существуют и укрепляют свои позиции. В 80-е гг. XIX в., с началом выхода в свет журнала «Вопросы философии и психологии», происходило нарастание потенциала религиозной философии. Особо отметим традицию философии всеединства. Датой ее возникновения можно условно считать 1874 г., год защиты и опубликования В.С. Соловьевым магистерской диссертации «Кризис западной философии (против позитивистов)». В этой работе уже намечена основная проблематика философии всеединства, которая в дальнейшем углублялась и расширялась. В дальнейшем это вылилось у философа в его учение о Софии – единстве всего и всех со всем и во всем. Учение о Софии, как всеобщем, всестороннем и мудром логосе, законе и начале, предельно космизировано во всех своих аспектах, ибо объединяет в единую систему едиными связями, прямыми и обратными, человека и космос. А это во многом созвучно другому учению, возникшему на русской почве и взявшему за свою основу идеи космизма. Н. Ф. Федоров по праву считается автором одного из первых серьезных обобщающих трудов в области теории космизма, «Философия общего дела». Для нас Н. Ф. Федоров интересен еще и тем, что является не только непосредственным предшественником К. Э. Циолковского, но и мыслителем, оказавшим, пожалуй, наибольшее влияние на творчество основоположника космонавтики в эпоху становления его мировоззрения. Не поняв основных моментов в творчестве Федорова, нам трудно будет оценить некоторые идеи, присутствующие в работах К. Э. Циолковского, прежде всего идею достижения счастья путем расселения в космическом пространстве и овладения силами природы. Специфическая заслуга «русского космизма» заключается в том, что он впервые попытался на высоком философском уровне осмыслить и объединить в себе различные, подчас, взаимно исключающие явления духовной культуры, так или иначе, в том или ином виде заключающие в себе идеи космизма. Более того, «русский космизм», в лице таких мыслителей как Н. Ф. Федоров, К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский впервые попытался не только создать более или менее стройную философскую концепцию, но и предпринял попытку найти пути к ее претворению в жизнь. Именно К. Э. Циолковский, задавшись вопросом о возможности достижения счастья для всего человечества, сделал вывод о том, что это достижимо через познание законов, управляющих жизнью Вселенной, а значит, и жизнью человека. Отсюда же ученым был сделан и вывод о том, что первый шаг к познанию космоса лежит в начале его непосредственного изучения, путь к нравственному идеалу пролегает через

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=