Гуманитарные Ведомости Выпуск 4 (20) 2016.
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 4 (20), декабрь 2016 г. 13 Г. Н. Калинина Белгородский государственный институт искусств и культуры НАУКА СКВОЗЬ ПРИЗМУ ЖИЗНЕННЫХ СТРАТЕГИЙ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА (ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ РАКУРС) В статье реализуется анализ проблемы границ науки и других, «превращенных форм» знания с позиции философской рефлексии разума и необходимости выработки механизмов ограничения его компетенции. Обосновывается, что эта задача, в конечном счете, коррелирует с необходимостью задать кардинально иные ориентиры современного научного знания, от которых, собственно, зависит выбор жизненных стратегий человечества. Ключевые слова: границы, эпистемологическая программа, инновационный социокод, компетенция разума, «превращенные формы» знания, научные и жизненные стратегии, техногенная культура, рационализация, научное сообщество, гуманизация науки. G. N. Kalinina Belgorod state Institute of arts and culture (Belgorod, Russia) SCIENCE THROUGH THE PRISM OF LIFE STRATEGIES OF HUMANITY (HISTORICAL-PHILOSOPHICAL PERSPECTIVE) The article implements an analysis of science and other border problems, «which forms» of knowledge from a position of philosophical reflection of the mind and the need to develop mechanisms to limit its competence. Justified, that this task, ultimately, correlates with the need to define a fundamentally different landmarks of contemporary scientific knowledge, from which, in fact, depends on the choice of life strategies of humanity. Keywords: borders, epistemological program, an innovative sociocode, competence of reason, «turned» knowledge, research and life strategies, technological culture, rationalization, the scientific community, the humanization of science. Очевидные деструктивные черты техногенной цивилизации, где наука играет роль инновационного социокода, служат достаточным основанием для эпистемологической программы ограничения компетенции современного рацио. Ее решение лежит в области своевременного выявления и оперативного разрешения глобальных социально значимых проблем особого «таймированного» класса с привлечением всего комплекса знания и повышением социальной ответственности ученых. Тем самым задача исследования границ, за которые не может (и не должна) простираться работа науки, переходит не столько в поиск ограничений компетенции разума, сколько в горизонт нравственной ответственности ученого. Кроме того, крайняя рационализация техногенной культуры в известном смысле стимулирует так называемые «психологические эпидемии», когда вытесненное чрезмерной рационализацией «иррациональное» перерастает в стадию «оккультного ренессанса» или «религиозного возрождения», сопровождаясь вседозволенностью «без берегов», отступлением от принципа «не навреди» с негативными последствиями, затрагивающими сферу человеческой духовности и телесности. С учетом данных реалий, проблематика
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=