Гуманитарные Ведомости Выпуск 4 (20) 2016.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 4 (20), декабрь 2016 г. 16 На фоне исследовательского сдвига и интереса в направлении повышенного внимания к «субъектному полюсу», который «заявил о себе» в рамках неклассического направления философии науки и с эпистемологии, важные аспекты проблемы границы анализируют современные ученые (С. С. Аверинцев, В. Г. Кузнецов, И. Т. Касавин, Г. Л. Тульчинский, В. Н. Порус, И. П. Меркулов, Д. В. Пивоваров, Б. И. Пружинин, Ю. Г. Кудрявцев, Л. В. Зинченко, А. В. Ахутин, З. А. Сокулер, Д. И. Дубровский, А. Мигдал, И. К. Лисеев, В. П. Филатов, Г. О. Айдемиров, В. С. Барашенков, В. Н. Катасонов, Т. В. Куликова, Д. А. Гусев, Т. Б. Романовская и др. В русле проблемы диалога, коммуникаци к понятию границы обращались исследователи (Г. С. Батищев, Л. М. Баткин, М. К. Мамардашвили, А. М. Пятигорский, Ю. М. Лотман, В. Л. Махлин, А. М. Руткевич, А. В. Михайлов, В. В. Бибихин. Рассматриваемые названными авторами аспекты и ракурсы, разумеется, не исчерпывают всей полноты и сложности феномена границы, проявляющего себя в самых разных контекстах и смыслах. Время выявляет новые ее характеристики – в зависимости, скажем, от изменяющегося культурного контекста, глубинных преобразований всей системы отношений человека с миром, когда социальные и гуманитарные смыслы бытия и познания обретают свою оптимальную значимоть и предельно высокий экзистенциальный статус. По большому счету, актуализация проблематизации границы как особой реальности, где возникает иной , внутренний механизм смыслообразования, обусловлена неопределённостью именно этого статуса феномена границы как исторически изменчивого (в зависимости от социокультурного контекста) понимания некоего «предела возможного и невозможного». Зарождаясь в области «пограничья» в ситуации «между», на «стыке» уже сложившихся и действующих культурных норм, систем ценностей, традиций, новых формирующихся тенденций, феномен границы указывает на то, что они (новые тенденции) отнюдь не сразу становятся в полной мере альтернативой доминирующему типу мышления и знания. То есть граница как понятие и феномен характеризует все переходные стадии, смены состояний развития человечества с присущим каждому из них ощущением «брожения», напряжённости и неопределённости [16, с. 190]. При том, однако, что само это время «драматических смысловых преображений» и «сдвигов», когда самые устойчивые жизненные формы «вольно» или «невольно» утрачивают своё культурное значение, с необходимостью сохраняет свое онтологическое культурное значение [17, с. 369-371]. Вопросы интеллектуального потенциала человечества, стратегий научного исследования решались такими авторами, как Дж. Бернал, М. Корач, Р. Оппенгеймер, Д. Прайс, Дж. Нидам, Р. Л. М. Синг, П. Л. Капица, Н. Н. Семенов, В. Н. Столетов. В рамках проблемы расширения людских резервов науки прогнозировалось состояние размытости (вплоть до полного исчезновения) границ между категориями людей, занимающихся наукой [20]. Существенно дополнить характеристику глобального феномена науки в формах коммуникации, духовного производства и указать на важность современной «таймированной» проблематики позволяют исследования М. К. Петрова. (В

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=