Гуманитарные Ведомости Выпуск 4 (20) 2016.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 4 (20), декабрь 2016 г. 57 субъектность. Оно выступает тем фактором, от которого зависит социальное благополучие индивида и его семьи, его личные успехи и профессиональные достижения, общий уровень качества жизни. В современном обществе личность может достичь достойного качества жизни только на основе непрерывного образования, поддержания определенного уровня интеллектуального развития, необходимого для осуществления профессиональной деятельности и социального взаимодействия в данный период. Для обеспечения достойного качества жизни личность должна получить от образования высокий уровень не только интеллектуальной, но и духовной культуры, развитые личностные качества: организаторские умения и навыки, самостоятельность в принятии решений, чувство ответственности за свои действия и др. В результате такого подхода к образовательной деятельности выпускник высшего учебного заведения должен быть способен разрабатывать и успешно осуществлять программы собственной жизнедеятельности, формировать механизмы, методы их достижения. Иными словами, эффективность образования определяется не только экономическими показателями, но и гуманистическими ценностными критериями. Цель статьи: осмыслить роль технологических детерминант в развитии высшего образования и на этой основе сформулировать основную задачу вышей школы в информационном обществе. Так, в индустриальном обществе в образовательном процессе господствует профессионально-квалификационный подход в связи с тем, что это общество развивалось на основе машинного производства с прогрессирующей его стандартизацией и специализацией. Главной ценностью индустриального общества в сфере высшего образования был высокий уровень специальных знаний, умений и навыков. И это обстоятельство обусловило доминирование профессионально-квалификационного подхода к подготовке кадров. Образовательная политика в рамках такого подхода ориентирована на подготовку узкоспециализированных работников предметно-ориентированной квалификации. Современное состояние общественного развития в социогуманитарной литературе характеризуется как переход от индустриального к постиндустриальному, информационному обществу. Информационное характеризуется как новый этап цивилизационного развития, в основе которого лежит информация. Высшей ценностью культуры данного общества, главным продуктом, основным товаром является информация. В этом обществе большая часть населения занята информационной деятельностью. Информация связывает разные уровни и планы общественного существования и деятельности, обеспечивая становление нового типа организаций. Информационные технологии становятся значимым фактором функционирования мировых рынков информации и знаний, капитала и труда, развития науки и образования. В современном мире формируется глобальная информационная инфраструктура, в которой обмен информацией вообще не имеет каких-либо границ. Вместе с тем, «Информационное общество» нередко называют «обществом знаний» или, как предлагалось на Втором

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=