Гуманитарные Ведомости Выпуск 4 (20) 2016.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 4 (20), декабрь 2016 г. 59 сетевых технологий, информация трактуется как «сообщение», massage. В информационном обществе все становится «сообщением» или потоком «сообщений». Каждое социальное явление трактуется как совокупность «сообщений», способных транслироваться, накапливаться, виртуализироваться и т. д. Теория сетевого общества утверждает, что атомом общества является не индивид, а «сообщения», из которых складывается жизнь конкретных индивидов и социальных институтов. Сообщения обусловливают формы социальных образований и легитимизируют в социальном статусе субъектов коммуникации. В современном обществе сеть можно создать на основе любого инструмента социального действия, способного иметь форму сообщения и информационного потока. Ключевым механизмом формирования сетей является Интернет. Никаким традиционным институтам не под силу формирование столь широких и многообразных сетевых сообществ. Интернет породил новый тип «социальных сетей», которые смогли придать черты устойчивой коммуникации поистине эфемерным, случайным человеческим контактам — форумам, Интернет-конференциям, блогам и т.д. Интернет по праву называют «сетью сетей». В информационном обществе новой формой социальной организации, объединяющей пользователей глобальной сетью Интернет, стали сетевые сообщества: «Реализация потенциала сетевой организации всевозможными общественными сетями привела к образованию онлайновых сообществ, которые реконструировали общество, способствовав при этом резкому расширению сферы охвата и применения компьютерных сетей» [2, с. 80]. Такое объединение и его лавинообразное распространение стало возможным с появлением новой технологической среды, реализующей потенциал сетевой коммуникации и осуществляющей вклад «в общую эволюцию моделей социального взаимодействия и в их отношения с материальным обеспечением такого взаимодействия: пространством, организациями и коммуникационными технологиями» [2, с. 151]. В свою очередь, возникновение сетевых сообществ как новой модели социальности породило противоречивое явление, которое Кастельс называет «сетевой индивидуализм» [2, с. 155]. Это понятие не имеет ничего общего с отчуждённостью и социальной изоляцией человека, работающего в Сети. Кастельс определяет сетевой индивидуализм как социальную структуру, а не «собрание изолированных индивидуумов. Именно индивидуумы строят свои сети, онлайновые и оффлайновые, основываясь на своих интересах, ценностях, склонностях и проектах» [2, с. 157]. Сетевой индивидуализм понимается не как проявление или желание изолировать себя от реального общества, а желание и возможность самовыражения, свободу творчества и самореализации, причём новые технологии «повышают шансы сетевого индивидуализма стать доминирующей формой социальности». Таким образом, учёный подтверждает своё наблюдение о том, что Интернет является социальным пространством свободной коммуникации, в котором отдельные «индивидуумы фактически реконструируют модель социального взаимодействия, используя появившиеся технические возможности и имея своей целью создание нового типа общества: сетевого общества». Более того,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=