Гуманитарные Ведомости Выпуск 4 (20) 2016.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 4 (20), декабрь 2016 г. 62 организационные структуры, то производственный процесс в условиях информационного общества характеризуется динамичной сменой трудовых ролей, каждая из которых становится только временной. В этих условиях особенно важным становится способность индивидов быстро и эффективно включаться в работу временных групп, создаваемых для решения специфических задач. Поэтому в информационном обществе значительную роль играют сетевые технологии, на основе которых формируются специфические сетевые организации. Как отмечал М. Кастельс, сегодня на повестке дня становится вопрос о переходе мировой экономики к новому «сетевому» экономическому укладу [3]. На основе вышеизложенного можно заключить, что главной ценностью информационного общества является не профессиональность, а компетентность как комплексное явление, выражающееся в способности человека не только к творческому выполнению профессиональных обязанностей, но и к самореализации в профессиональной деятельности собственных сущностных сил, к гармоничному сочетанию высокопрофессиональных умений и навыков с широким мировоззренческим подходом к анализу и решению проблем. Отсюда следует вывод о необходимости перехода высшего образования к компетентностной парадигме. Главная задача компетентностной модели высшего профессионального образования – включить в квалификационные качества специалиста и глубже задействовать ценностно-смысловой, эмоционально-волевой и креативный компоненты личности. Характерной особенностью компетентностной модели высшего образования является признание его социальной значимости, т.е. значимости и за пределами сферы узкопрофессиональной деятельности. Именно в этом контексте понимается необходимость сдвига образовательной парадигмы: образование не должно учить «работать», чтобы жить, а должно снабдить выпускника эффективным инструментарием жизненной адаптации в быстро изменяющихся экономических, социальных и производственных условиях, вооружить его мировоззренческим арсеналом, поддерживающим практически любые ролевые функции, значимые для общества и жизнедеятельности человека, – научить учиться [4]. В связи с этим, по нашему мнению, в постиндустриальном, информационном, сетевом обществе приоритетом образовательной деятельности должно быть формирование компетентности социального взаимодействия. В специальной литературе, посвященной компетентностному подходу, существуют различные точки зрения на характер компетенций, лежащих в основе этой компетентности. С нашей точки зрения, наиболее приемлемую структуру этих компетентностей, дает в своем докладе для Совета Европы В. Хутмахер. Он формулирует пять ключевых компетенций, которыми должны быть «оснащены молодые европейцы»: – «...политические и социальные компетенции, такие как способность принимать ответственность, участвовать в принятии групповых решений, разрешать конфликты ненасильственно, участвовать в поддержании и улучшении демократических институтов;

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=