Гуманитарные Ведомости Выпуск 4 (20) 2016.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 4 (20), декабрь 2016 г. 66 С. А. Симонова Воронежский государственный университет ЭТИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ ЛЬВА ТОЛСТОГО: К ВОПРОСУ ОБ ЭТИКО-ЭСТЕТИЧЕСКОМ СИНТЕЗЕ В статье анализируется феномен морализаторства на примере философских воззрений Льва Толстого. Рассматривается проблема коллизии между этическим как сферой ограничения и художественными задачами, которые могут декларировать нравственную вседозволенность искусства. Лев Толстой отделяет добро от красоты, более того, он противопоставляет этическое эстетическому. Писатель пропагандирует моральный ригоризм. Однако в своих литературных произведениях Лев Толстой остается подлинным художником, потому что на определенном этапе подлинный художественный текст начинает существовать по своим законам, которые включают в себя единство истины, добра и красоты. Ключевые слова: феномен морализаторства, искусство, художник, творчество, нравственная вседозволенность, этико-эстетический синтез . S. A. Simonova Voronezh state university (Voronezh, Russia) ETHICAL REFLTCTIONS OF LEO TOLSTOY: FOR THE ISSUE OF ETHICS AND AESTHETIC SINTHESIS The article analyzes the phenomenon of moralizing on the example of the philosophical views of Leo Tolstoy. The problem of conflict between the ethical sphere as the limitations and artistic tasks that can declare moral permissiveness art. Leo Tolstoy separates good and beauty, in fact, he opposes the ethical aesthetic. Writer promotes moral rigor. However, in his literary works Tolstoy remains a true artist, because at a certain stage an authentic literary text begins to exist by its own laws, which include the unity of truth, goodness and beauty. Keywords: the phenomenon of moralizing, art, artist, creativity, moral permissiveness, ethical and aesthetic synthesis. Феномен морализаторства характеризуется умалением эстетического и на основе идеологических представлений о сущности искусства. Достаточно определенно по этому поводу высказался Ю. М. Лотман: «Искусство нельзя отнести к области забав или же наглядных иллюстраций к высоким моральным идеям» [1, с. 432]. Тем не менее, моральная проблематика органично присуща искусству, так как именно художественными средствами возможно вторжение в ту область, которая недоступна другим. Здесь-то и возникает коллизия между этикой как ограничением и собственно художественными задачами, которые предполагают возможное нарушение этического. Нам думается, что главным произведением Толстого, где вполне проявлена его этико-эстетическая позиция, является трактат «Что такое искусство?». Ключевой фрагмент этого трактата, позволяющий проникнуть в сущность его мировоззрения, место, где писатель противопоставляет «пение баб» 101 сонате Бетховена. Здесь в полной мере отразилась вся нигилистическая, моралистическая, эстетическая и собственно этическая

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=