Гуманитарные Ведомости Выпуск 4 (20) 2016.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 4 (20), декабрь 2016 г. 7 России. Если государство начинает предпринимать шаги, явно противоречащие этой общей идеологии, то это может привести к трагическим последствиям. Можно вспомнить восстание Пугачева. Идеология российского общества предполагала разделение прав и обязанностей различных сословий. В частности, крестьяне должны были платить подушную подать и нести крепостные повинности. Дворяне были освобождены от подушной подати, но обязаны были нести государственную службу, прежде всего, военную. Они «платили налог своей кровью». Дворянин-помещик получал свое поместье и свои права в отношении крестьян как награду за свою службу. Хотя в России и не было писанной конституции, но это разделение прав и обязанностей было частью, так сказать, «неписанной конституции». В России того времени не было разделения властей, но было разделение прав и обязанностей сословий. Однако, Петр III в 1762 года издал манифест «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству». Впервые в истории России дворяне освобождались от обязательной 25-летней гражданской и военной службы, могли выходить в отставку и беспрепятственно выезжать за границу. Екатерина II в своей «Грамоте на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства» подтвердила освобождение дворян от обязательной государственной службы. Таким образом, с точки зрения крестьян, произошел вопиющий отход от «неписанной конституции». Крестьяне продолжали платить подати и нести все повинности, а дворянин теперь имел право проводить время в праздности и развлечениях. Не случайно Емельян Пугачев взял себе имя императора Петра III. Среди крестьян ходили слухи, что Петр III планировал вслед за Манифестом о вольности дворянству издать и Манифест о вольностях крестьянству, и за это был убит дворянами и своей супругой, представлявшей дворянские интересы. В результате – двухлетнее восстание, фактически, гражданская война, разорение огромной территории, насилие и казни с обеих сторон. Конституция любой страны всегда отражает определенную идеологию, сложившуюся в обществе к моменту ее принятия, и передает ее последующим поколениям. Конституции принимаются, как правило, в переломные моменты истории, моменты перехода от старого к новому. Конституция знаменует собой и расставание с прошлым и проект новой жизни. Конституция выражает ту идеологию, которая вдохновляет большинство граждан, которая лидирует в общественном сознании в момент принятия Конституции. Можно вспомнить преамбулу Конституции США. «Мы, народ Соединенных Штатов, в целях образования более совершенного Союза, утверждения правосудия, обеспечения внутреннего спокойствия, организации совместной обороны, содействия общему благосостоянию и обеспечения нам и нашему потомству благ свободы, учреждаем и принимаем эту Конституцию для Соединенных Штатов Америки». Обратим внимание на тему федерализма – «в целях образования более совершенного союза», и на тему национальной безопасности в двух ее формах: «обеспечения внутреннего спокойствия» и «организации совместной обороны». Печальный парадокс состоит в том, что сторонники развития России по западному пути на рубеже 1980-х и 1990-х

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=