Гуманитарные Ведомости Выпуск 4 (20) 2016.
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 4 (20), декабрь 2016 г. 81 Л. И. Решетова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого О СОЦИАЛЬНЫХ И ИСТОРИЧЕСКИХ СЮЖЕТАХ В РАБОТАХ ЗАСЛУЖЕННОГО ХУДОЖНИКА РОССИИ АЛЕКСАНДРА МАЙОРОВА В статье выявляются особенности творчества современного художника А. И. Майорова в социокультурной перспективе. Рассматриваемые сюжеты произведений вписываются автором в соответствующий историко-культурный контекст, при этом в процессе аналитической интерпретации принимаются во внимание особенности формальных решений изобразительных композиций. Ключевые слова: выставка, живопись, зритель, карта, картина, пасьянс, Серебряный век, художник, эпоха. L. I. Reshetova Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University (Tula, Russia) ON THE SOCIAL AND HISTORICAL THEMES IN THE WORKS HONORED ARTIST OF RUSSIA ALEXANDER MAYOROV The article reveals the peculiarities of creativity of the contemporary artist A. I. Mayorova in the socio-cultural perspective. Considered fit subjects of works the author in the appropriate historical and cultural context, while in the process of analytic interpretation takes into account the features of the formal solutions to visual compositions. Keywords: exhibition, painting, the viewer, map, painting, solitaire, Silver age, artist, era. Современный зритель имеет счастливую возможность вступать в диалог с произведениями А. И. Майорова на протяжении нескольких десятилетий, посещая регулярно происходящие выставки его работ. Название каждой из них, а они очень разные: «Во времена фламенко», «Испания в созвездии Модернизма», «Дары и хранители», «Пасьянс накануне семнадцатого» – с одной стороны – манифестация живописцем своих устремлений, настроений и итогов художественных поисков, желание подвести все созданное к некоему общему знаменателю, а с другой – направить внимание зрителя в определенное русло, вызвать в его памяти необходимый контекст, помогающий вступить в диалог с творчеством мастера. В последней выставке 2016 года, названной Мастером «Пасьянс накануне семнадцатого», акцент делается на социальные смыслы как культурной эпохи рубежа ХIХ-ХХ веков, так и последующего исторического периода. Работы, впервые выставляемые, вступают в диалог с созданными прежде, которые приобретают новое содержание, корреспондируя с сюжетами новых композиций, каждый раз оставаясь современными, не имея при этом очевидного социально-политического пафоса. Президент РАХ З. К. Церетели отметил эту особенность Мастера: «Созданные за последнее время живописные циклы художника, как и все его творчество, нельзя, назвать социально ангажированными, но, тем не менее, они удачно вписываются в панораму современного отечественного искусства…»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=