Гуманитарные Ведомости Выпуск 4 (20) 2016.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 4 (20), декабрь 2016 г. 88 Критик, писатель Павел Басинский, находит подлинный символизм в работах Александра Ильича Майорова. Президент Российской академии художеств (РАХ) З. К. Церетели выделяет творчество А. И. Майорова, считая его особым, характеризующимся «неординарностью живописных и сюжетных решений» [5, c. 4]. Заслуженный работник культуры Российской Федерации М. Н. Кузина, обращаясь к исследованию творчества А. И. Майорова, отмечает: «Сформулировать творческое кредо художника А. И. Майорова непросто и, вместе с тем, притягательно с точки зрения его философии в искусстве, непохожести и оригинальности цветового видения в выборе сюжетных мотивов. … Сложный философский мир художника загадочен и многомерен во времени и пространстве. Мысли и образы овладевают художником в постоянстве поисков новых живописных и пластических приемов и на каждом этапе творческого пути обретают свою систему обобщения» [3, с. 4]. Особый символический мир, неповторимая и оригинальная «философия искусства», культурный и литературный контекст, отсылающие зрителя к знаковым вехам, личностям в отечественной и зарубежной истории создают медиатекст, выступающий в едином «пространственно-временном континууме» [7] выставки вместе с медиа- и арт-объектами. Именно это происходит в творчестве А. И. Майорова, дает возможность возникновения диалога между художником и зрителем, характеризует его персональную выставку «Пасьянс накануне семнадцатого», прошедшую на родине художника в Туле с 21 октября по 27 ноября 2016 года. Выставка, название которой наполнено символизмом и глубоким историко-культурным контекстом, соединяющим как личную историю (историю семьи), так и историю страны, народа; как историческое прошлое (1916 год, накануне 1917 года), так и современность (2016 год, накануне 2017 года). Центральным смыслом и задачей расклада любого пасьянса выступает не только стремление приоткрыть тайное, сокрытое, забытое, это на основе расклада, но и главное – интроспекция, обращение внутрь себя для того, чтобы понять свое предназначение и истинный смысл событий, которые происходят в жизни совершающего расклад, в жизни его близких, родных. Движение жизни, жизненный цикл событий, изменения, подвластные и не подвластные человеку, выступают главным лейтмотивом любого пасьянса, в том числе и «Пасьянса накануне cемнадцатого». Это дополняется обращением к символам времени и его течения – часы (карманные, настенные, песочные), фазы луны, сеча, фонарь, поезд с железной дорогой, символам этапов жизни – свитки древних книг, закрытые книги и так далее. Неслучайно выставка начинается и заканчивается работой А. И. Майорова – «ANNO DOMINI» (120х79, 2008, 2016 г.). «Наша эра» является краеугольным символом, связующим время прошедшее и время настоящее в единое, выступая своеобразным хронотопом. Знакомство с произведениями А. И. Майорова переносит посетителей выставки в эпоху наивысшего расцвета русской культуры – Серебряный век. В данный период в изобразительном искусстве наблюдается постепенный переход от четкой регламентации деятельности по созданию произведений искусства к свободному творческому

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=