Гуманитарные Ведомости Выпуск 1 (21) 2017.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (21), март 2017 г. 22 В. Н. Назаров Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ СМЫСЛ МОРАЛЬНЫХ ПОРОКОВ В статье рассматриваются этико-философские и культурологические основания феномена моральных пороков , осмысление которого породило своеобразную «аксиологию порочности» – совокупность представлений о ценностном значении и содержании моральных пороков в истории культуры. Ключевые слова : мифологема порочности, криптопорочность, какиология, амартиология, инфернология пороков, пороки ресентимента. V. N. Nazarov Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University (Tula, Russia) AXIOLOGICAL SENSE OF MORAL VICES This article discusses the ethical-philosophical and cultural foundation of the phenomenon of moral vices, understanding which gave rise to a kind of «axiology vices» – a set of ideas about the value and meaning of the content of the moral vices in the history of culture. Keywords: myth of the vices, kriptovices, kakiologiya, amartiologiya, infernologiya of vices, vices and resentiment. Гипотеза данной статьи заключается в том, что пороки представляют собой уникальный феномен человеческой культуры, коренным образом отличающийся от всех подобных форм поведения известных человеку, в частности, от жестокости и агрессии в животном мире, которые традиционно рассматриваются в качестве аналога человеческого зла. В своей работе «Так называемое зло (К естественной истории агрессии)» К. Лоренц убедительно показал, что животных нельзя считать злыми или порочными в моменты борьбы, охоты, секса и т. д. «Когда лев убивает буйвола, этот буйвол вызывает в нем не больше агрессивности, чем во мне аппетитный индюк, висящий в кладовке, на которого я смотрю с таким же удовольствием… И по львиной морде в драматический момент прыжка можно вполне отчетливо видеть, как это зафиксировано на многих отличных фотографиях, что он вовсе не зол » [1, с. 32]. В том же духе, но в обратной проекции, рассуждает известный биолог Франс де Вааль: «Вопреки распространенному взгляду на природу как на пространство звериной жестокости и арену кровавых пиршеств, исследователи утверждают, что животные не лишены качеств, достойных нашего морального одобрения. Это наводит на мысль о том, что мораль, вовсе не изобретение человечества, как нам нравится думать» [2, с.10]. Мифологема порочности богов и ангелов. Основываясь на этих авторитетных суждениях, можно высказать парадоксальную мысль: этика добродетелей, возможно, и не является изобретением человечества, тогда как этика пороков есть сугубо человеческое

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=