Гуманитарные Ведомости Выпуск 1 (21) 2017.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (21), март 2017 г. 42 христианскою, а останется древнею, человек не перестанет убивать, воевать, вести борьбу и будет, напротив, совершенствоваться в изобретении смертоносных орудий (изобретением пороха начинается новая история) для защиты скопляемых все более и более, благодаря прогрессу, богатств; история не станет священною, пока память, которая есть любовь, заменив излишнее необходимым, мануфактурное – кустарным, не заменит и смертоносное оружие орудием живоносным, соединяющим всех в одном деле» [6, с. 147-148]. Итак, для Федорова «память есть любовь», это нравственная основа, которая делает человеческое существование осмысленным и достойным. Это то, что противостоит разрушительному духу времени, о котором говорит и Веневитинов. В этом смысле можно сказать, что Веневитинов был предтечей одного из главных смысловых оснований «философии общего дела». Однако, кульминация этико-антропологических воззрений Дмитрия Веневитинова, с нашей точки зрения, достигнута в его сочинении «Что написано пером, того не вырубишь топором». В нем, в частности, говорится следующее: «Каждый человек есть необходимое звено в цепи человечества – судьба бросила его на свет с тем, чтобы он, подвигаясь сам вперед, также содействовал ходу всего человеческого рода и был полезным органом сего всемирного тела. Человек рожден не для самого себя, а для человечества, цель его – польза человечества. Круг его действий – собственно или порожденные отношения, отношения семейственные, отношения к известному кругу общества, к сословию, отношения к народу, к государству, к целой системе многих государств и, наконец, несбыточное по сие время явление, существовавшее только в отвлеченности, чистый космополитизм. <…> Из этого можно заключить обязанность каждого человека по мере сил своих и своих способностей содействовать благу общему в том круге, который ему предназначен судьбою, – обязанность каждого мыслящего гражданина определенно действовать для пользы народа, которому он принадлежит. К несчастью, эгоизм слишком часто заглушает в человеке это чувство общности, и человек, расширяя круг своей деятельности по необоримому природному влечению, радуется тому влиянию, которое он приобретал и в упоении своем терял из виду или забывал закон своих действий и те условия, в силу коих он пользуется высокими правами человечества» [7, с. 609-610]. Это можно сказать, апофеоз этической мысли Д. В. Веневитинова. «Человек рожден не для себя, а для всего человечества» – таково этическое кредо Веневитинова, встроенное в нравственную топику русской философии. Здесь же употребляются такие этические категории как «польза человечества», «благо общее», «польза народа», «эгоизм», «чувство общности», «высокие права человечества». Важно то, что Дмитрий Веневитинов говорит об эгоизме как искажении «чувства общности» и об «общем благе» как антитезе эгоизма. Все эти понятия будут в центре этикоцентричной русской философии, для которой стремление к общему благу всегда было в центре нравственных исканий. Как отмечают исследователи: «Веневитинов рассуждал об «общем благе», без чего немыслима нравственная свобода человека» [8, с. 48].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=