Гуманитарные Ведомости Выпуск 1 (21) 2017.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (21), март 2017 г. 46 соотнесенности с законом как сущность, имеющую конкретное нормативное выражение в принципе формального равенства. Рассмотрим так же и другие виды права, такие как естественное право и позитивное право, которое мы будем использовать в дальнейшем исследовании. Естественное право является понятием, которое в теории государства и права означает совокупность прав и ценностей, принципов, продиктованных самой природой человека и в силу этого не зависящих от законодательного признания или непризнания их в конкретном государстве [1]. Философ Сенека в одном из своих писем говорит о том, что все люди – члены одного огромного тела. Природа, сотворившая всех людей из одного и того же материала, вложила в них одни и те же неизменные принципы: общительность, взаимопомощь, равные права на свободу и счастье, чувство справедливости и собственного достоинства [3, с. 204]. Эти же принципы и вполне являются философской характеристикой естественного права, и они так же могут относиться к моральной сущности естественного права. Естественное право потивоположно праву позитивному как идеал для последнего, который «создается в виду недостатков и несовершенств позитивных установлений» [ 5 ]. Своеобразие естественно-правовой позиции Новгородцева в значительной мере обусловлено его кантианскими представлениями о принципиальном разрыве, несовпадении и противостоянии сущего и должного, идеала естественного права и действительности позитивного права. Отсюда следует, что естественное право, по определениям Новгородцева, выступает по отношению к закону как к действующему позитивному праву не как к началу права, но придавая ему значение реформаторского нравственного идеала, суть которого совершенствования законодательства. Естественное право представляет собой нечто умозрительное, т.е. не реально действующее право в положительном праве, а выступает смыслом всякого действующего права. Соловьев писал, что под естественным или рациональным правом мы понимаем только общий смысл всякого права как такового [6, с. 98-99]. Так же он утверждал, что естественное право есть предшественник и начало права положительного и остальных прав, не смотря на их разграничение. Позитивное право – это нормативно правовой акт, который в отличие от естественного права установлен государством и волей законодателя [1]. Позитивное право является выраженной в нормативно-правовых документах системой норм, содержащих определенные права и обязанности, которые исходят от государства и общества и формируются ими. Отсюда становится ясным, что позитивное право подразумевает под собой законодательство, а так же и другие источники юридических норм, в ко- торых получают официальное признание государством социально-правовые притязания граждан, социальных групп и организаций. При этом важно иметь в виду, что почти все правовые системы современного позитивного права в той или иной степени имеют основания естественного права, которые содержат в себе естественно-правовые начала [7].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=