Гуманитарные Ведомости Выпуск 1 (21) 2017.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (21), март 2017 г. 47 Из анализа понятий естественного и позитивного права можно обратить внимание на следующие выводы. Естественное право есть первоначальное право, действие которого начинается с момента начала жизни человека. Позитивное право есть уже законы и нормативные акты, которые исходят от общества и государства и установлены ими и их волей. Что, несомненно, угнетает феномен свободы в отличие от естественного права. Отсюда следует, что между позитивным и естественным правом есть как различия, так и связь. Так же естественное право, помимо действия природных законов и права на жизнь, имеет моральную и нравственную составляющую. В эти моральные принципы заложено: равные права на счастье и свободу, взаимопомощь, общительность, чувство справедливости и собственного достоинства. В собственно юридическом и социально-нормативном смысле слова право – это совокупность норм, которые имеют силу закона, охраняемые авторитетом и силой государства [3, с. 199]. В свою очередь, под нормой принято понимать суждение, устанавливающее известный порядок как должный. Определение правовой нормы как суждения означает, что, в отличие от обычая или морали, право имеет устойчивый логический смысл, закрепленный в строгой словесной форме («писаное право») [3, с. 199]. В русской философии особое место имеет дуализм представления о праве, который проявляется с особой силой как идейное противостояния двух направлений – нравственного идеализма и юридического позитивизма. Центральной проблемой теоретической полемики сторонников этих направлений была проблема определения природы права. По существу, эта полемика приводила к решению проблемы соотношения морали и права. Сторонниками идеи нравственного идеализма Трубецким Е. Н. (История философии права») и Соловьевым В. С. («Кризис западной философии (против позитивистов)», «Критика отвлеченных начал»), мораль в праве представлялась как особый способ регуляции общественных отношений, основанный на христианско-религиозном идеале Добра и Любви. В то же время мораль, как фактор справедливого и целостного общежития, выступала как средство, укрепляющее эту систему и контролирующее право. По мнению сторонников данного направления, мораль имеет определенную специфику, которая отличает ее от права, и эта специфика заключается в том, что характер морали носит мотивационный, побудительный и долженствующий смысл. Отсюда становится явным то, что право зависимо от морали и является одним из ее видов. Таким образом, нравственность можно привязать и сроднить с правом, но, вместе с тем, она имеет независимый и самостоятельный характер. Мораль является основой права, так как она сама созидалась от начала зарождения общества и его отношений и являлась первичным регулятором этих отношений. Уже далее, со становлением государства, власти и развитием глобализации, стало развиваться право, но именно как инициатива государства для регулирования отношений между обществом и личностью и в форме закона закрепляет требования к личности. Но что бы эти отношения были уравновешены и сбалансированы право должно сообразовываться и соподчиняться с моралью.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=