Гуманитарные Ведомости Выпуск 1 (21) 2017.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (21), март 2017 г. 5 Е. Д. Мелешко Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого МЕТАФИЗИКА И ЭТИКА ЛЮБВИ Л. Н.ТОЛСТОГО: ЕДИНСТВО ЭРОСА И АГАПЕ В статье рассматривается учение Толстого о любви как основополагающий принцип его христианской этики. Показано, что в основе этого учения лежат два начала: платоновская метафизика восхождения к любви-эросу и христианская этика любви-агапе как закона жизни. Ключевые слова: закон любви, метафизика любви, этика любви, любовь- эрос, любовь-агапе E. D. Meleshko Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University (Tula, Russia) METAPHYSICS AND ETHICS OF LOVE OF LEO TOLSTOY: UNITY OF EROS AND AGAPE The article deals with the doctrine of Tolstoy's love as its fundamental principle of Christian ethics. It is shown that the bases of this teaching are two principles: the Platonic metaphysics of the ascent to the love-eros and Christian ethics of love-agape as the law of life. Keywords: the law of love, the metaphysics of love, love, ethics, love-eros, agape-love Учение Толстого о любви стоит в одном ряду исканий русской интеллигенцией «смысла любви», наряду с исканиями смысла веры и смысла жизни. Это учение можно отнести к традиции «русской философии любви», связанной с именами B. C. Соловьева, П. А. Флоренского, С. Л. Франка, Н. А. Бердяева, Л. П. Карсавина, Б. П. Вышеславцева и др. Разумеется, речь идет не о прямом взаимодействии или открытой полемике. Духовный масштаб личности Толстого и неприятие им традиционного жанра философии не способствовали его интересу к современным философским учениям. Например, «Смысл любви» Вл. Соловьева, имеющий немало общего с толстовской концепцией любви, Толстым не был замечен. Тем не менее, это не мешает рассматривать толстовское учение о любви в сравнительно-философском ключе в контексте русской традиции. Это дает возможность определить и конкретизировать основные черты данного учения, прежде всего, в плане соотношения в нем христианского и античного начал. Подобный подход оправдан тем, что русская религиозная философия любви также была склонна в целом к платонизированному христианству. В связи с этим при оценке толстовской

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=