Гуманитарные Ведомости Выпуск 2 (22) 2017.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (22), июнь 2017 г. 19 начале своей «Семирамиды» он говорит следующее: «человек приближается к жизни более истинной и достойной его определения, вступая произвольно в общество других людей… правильные общества облагораживают человечество» [1, с. 22]. А в своей известной статье «О старом и новом» Хомяков пишет более определенно: «человек достигает своей нравственной цели только в обществе» [2, с. 470]. Эти идеи, в том или ином виде, часто высказывались в русской философии. Но, пожалуй, наиболее ярким философском текстом, в котором обосновывается идея духовно-нравственной онтологии общества, является книга С. Л. Франка «Духовные основы общества». Это значительный шаг вперед по сравнению с современной ему социологической мыслью, так как Франк (вполне обоснованно и аргументировано) отказывается от чрезвычайно популярных в его время теорий социального материализма и социального психологизма. Франк неустанно борется с различного рода социальным мифотворчеством, от кого бы оно ни исходило. С. Л. Франк в своей работе настолько глубоко и органично сополагает общественное и духовное, этическое и социальное, что это уже выходит на метасоциальный характер общества. Эта метасоциальность проявляется не в игнорировании реальных вопросов социальной практики (в чем часто обвиняется русская философская мысль), а в ее связанности с нравственностью как подлинным антропологическим горизонтом. В нравственности реализуется абсолютный опыт человеческого бытия, раскрывается подлинное, истинное «лицо» человека как человека. Франк так определят эту вершинную антропологическую характеристику нравственности: «В нравственном сознании, которое есть практическое выражение этой духовной природы человека, человек, испытывая чувство должного, сознавая абсолютный идеал своей жизни, возвышается над своей эмпирической природой; и это возвышение и есть самое подлинное существо человека» [3, с. 76]. Сообразно этому, нравственность полагается Франком началом, образующим «существо общественной жизни». А сама общественная жизнь есть «духовная жизнь как единство человечески- сверхчеловеческого бытия… система объективных идеально формирующих сверхчеловеческих идей». В этом определении просматривается логическая цепочка понятий, которая образует субстанцию социального : «должное»-«идеальное»- «абсолютное». Такова сущность человеческого сознания, человеческой воли, человеческого бытия. «Должное, – размышляет Франк, – есть первичная категория, выражающая подчиненность человеческой воли высшему, идеальному, абсолютно обязывающему началу и потому не сводимая ни на какие эмпирические начала человеческой природы» [3. с. 78]. Это не значит, что происходит какое-либо дуалистическое, лже- аскетическое (напр., манихейское) отрицание человеческой природы в ее эмпирических проявлениях, «Умерщвление плоти» – по ту сторону подлинной этики, и подлинной религии. А Франк все же христианский нравственный философ, христианский этик по-преимуществу, и для него немыслим никакой

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=