Гуманитарные Ведомости Выпуск 2 (22) 2017.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (22), июнь 2017 г. 41 «Свободным», направленным на успех профессиям, мастер музыки противопоставляет уклад и принципы касталийского общества. Здесь ученик не избирает профессию самостоятельно, о его талантах и склонностях судят учителя. Молодому человеку на протяжении учебной деятельности позволяют исследовать свои способности, ошибаться, но в конечном счете прийти к себе, познать свое «Я». «В пределах кажущейся несвободы каждый electus (избранный) пользуется величайшей, какую только можно представить себе свободой». Выбор профессии происходит произвольно, ученик находит место, «где он может служить и быть свободным служа» [2]. Из слов мастера музыки мы делаем вывод о том, что одним из признаков успеха во «внешнем» мире является избежание совершения ошибок. Действительно, успех всегда говорит: ошибаться нельзя. Но, избегая противоречий, невозможно познать свое истинное предназначение. Эту мысль можно проиллюстрировать на примере жизненного пути главного героя произведения И. Кнехта. Добившись успеха в касталийском обществе, достигнув пика духовности, он, по мнению коллег и учеников, совершил самую большую ошибку в своей жизни – покинул пост Мастера Игры и решил стать простым учителем. Таким образом, Кнехт отказался следовать правилам, навязанным извне, и вопреки общественному мнению, выбрал путь, гармонирующий с его истинным предназначением. Словами главного героя автор произведения сравнивает личностные качества успешных и познавших свое предназначение людей. Г. Гессе говорит о том, что каждый человек имеет право выбора собственного пути. Кто-то получает чистую радость от деятельности, направленной на внешний мир, отождествляет себя с целями и задачами, благодаря чему добивается успеха любыми возможными путями. Такие люди делят жизнь на цель и средство, они не глупы и не грубы, а только лишь посредственны. Но достижение успеха такими путями не способно принести человеку истинное наслаждение и радость жизни. Есть и другой тип людей, для которых свойственно, прежде всего, созерцание и чувствование, а не действие. Именно они обладают индивидуальностью, способны стать мудрецами и пройти все ступени самопознания. Проблема человеческого идеала, олицетворяющего успех неоднократно поднимается Г. Гессе на протяжении всего произведения. Путем сравнения понимания личности и индивида разными эпохами, автор приходит к выводу, что смысл этих понятий сильно трансформировался. «В прежние времена» успешной личностью считали человека, отклоняющегося от норм, идеалов, являющего собой чистую уникальность. Тогда как в современном обществе мы говорим о выдающихся людях в том случае, если перед нами те, кто независимо от их оригинальностей и странностей, как можно более полно подчинился общему порядку. Но, как известно, слепое следование догмам и идеалам не позволяет человеку раскрыться полностью. Современное понимание успешности автор соотносит с сократовским учением о добродетели и образом совершенного человека. Г. Гессе замечает, что достигший определенного статуса индивид, олицетворяет собой личность, практически полностью растворившуюся в своей «иерархической функции», с некоторой лишь долей «свежего обаяния и страсти». Сопоставляя размышления автора с

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=